Диплом Углубленное ознакомление с расследованием преступления

Введение
В настоящее время правоохранительная функция государства приобретает особую значимость. Непрерывный и значительный рост преступности, наблюдающийся на фоне радикальных изменений политических и социально-экономических условий жизни общества, обуславливает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности по всем направлениям, основными из которых являются: правосудие, прокурорский надзор, охрана общественного порядка, расследование преступлений.
Каждое из указанных направлений правоохранительной деятельности реализуется специально уполномоченными субъектами, структура и компетенция которых претерпевают значительные изменения.
В условиях осложнения криминогенной обстановки требует новых подходов организация такого направления правоохранительной деятельности, как расследование преступлений. Именно на предварительное расследование возложены задачи быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и реабилитация невиновных, укрепление законности и правопорядка, предупреждения преступлений, охраны интересов общества в целом и каждой личности в отдельности.
Предварительное расследование как вид правоохранительной деятельности реализуется органами дознания и предварительного следствия, компетенция которых различается в зависимости от формы расследования.
Целью дипломной работы является более углубленное ознакомление с расследованием преступлением как одним из направлений правоохранительной деятельности, уяснение вопросов, касающихся форм расследования, их зависимости от категорий преступлений, а также задач, компетенций и структуры органов дознания и предварительного следствия. В работе будет освещена проблема взаимодействия органов расследования.
При подготовке работы автор использовал не только позитивный материал, точки зрения ученых на то или иное понятие, но и правовые нормативные акты, практику Верховного Суда Российской Федерации по освещенным вопросам.

1 Исторический очерк развития органов предварительного следствия и дознания в России
До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзиратели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие поручалось особо выделенным чиновникам, командируемым на месте происшествий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем.
Явная неудовлетворенность состояния следствия была очевидной. Медленность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции.
Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и проступках, которыми устанавливалось производство предварительного следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие вопросы.
Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись Министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокурора. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министерству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависимы от губернаторов.
20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, который установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы судебному следователю.
Таким образом, с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г. в определенной степени конкретизируется деятельность как следователей, так и органов дознания, основным из которых являлась полиция. Вместе с тем, следует учитывать, что в это время все же отсутствовала стройная система органов дознания, что отрицательно сказывается на расследовании преступлений и проступков.
Принятие устава уголовного судопроизводства не приостановила поиска средств и мер по совершенствованию деятельности органов расследования. В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по особо важным делам. Помимо своей непосредственной работы по рассмотрению уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.
В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, не отмечается несмотря на недостаточное правовое регулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «О преобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никаких изменений в структуру и деятельность следственного аппарата и органов дознания не принесла и февральская революция 1917 г.