Дизайн, его место и роль в культуре

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ДИЗАЙН КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

1.1. Дефиниция и задачи дизайна
1.2. Дизайн как выражение эстетической потребности
1.3. Дизайн в структуре техногенной цивилизации


Глава 2. ДИЗАЙН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2.1. Становление и развитие теории и практики дизайна
2.2. Формирование российского дизайна
2.3. Дизайн как социальный институт


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


БИБЛИОГРАФИЯ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В связи с усложнением мира, расширением информационного поля культуры изменяется не только предметно-пространственная среда человеческого окружения, но и ценностно-смысловые и эстетические параметры ее функционирования.
На пороге третьего тысячелетия обострились проблемы, отражающиеся на среде обитания человека, связанные с нарастанием экологического кризиса, увеличением техногенных катастроф, и сокращения естественного ландшафта, способствующего стабилизации поведенческих реакций человека, его психологического комфорта и т.д. Но, между тем, открылись новые возможности в совершенствовании информационных систем и набирающей темпы межкультурной интеграции, позволяющих расширить возможности трансформации жизненного пространства, нахождения более адекватных способов приспособления человека в неблагоприятных условиях. Отсюда особое внимание современный человек обращает на ту форму обустройства своей жизнедеятельности, которая получила название «дизайн». Дизайн является, по сути дела, тем пространством, в котором человек может реализовать свою потребность в гармонизации среды своего обитания на локально-замкнутых территориях, в экологически загрязненных районах. В этой связи возникла необходимость изучать дизайн как сложный синтез процесса и результата одновременно, а также рассматривать его как специфическое явление, со свойственными ему закономерностями и структурой.
В последние годы вопрос о сущности дизайна и его роли в современной культуре все больше занимает не только дизайнеров-практиков, но и отечественных социологов, культурологов, философов и других представителей социально-гуманитарного знания. Дизайн, выступая выражением проектной культуры постиндустриального общества, акцентирует процесс изменения эстетических критериев и совершенствования промышленной формы. Функции, структура, место, роль дизайна, а также его эволюция, недостаточно изучены в философской и культурологической литературе, в которой обращение к этим темам носит лишь эпизодический характер. На сегодняшний день отсутствует даже общепринятая дефиниция феномена «дизайн». А, между тем, этот феномен вызывает повышенный практический и теоретический интерес в обществе.
Поскольку теоретическое осознание феномена «дизайн» культурологией начато недавно, а существующие теории дизайна еще не систематизированы, возникают объективные трудности создания целостной теории дизайна. Практика дизайна ждет от теории ответа на исходный вопрос об адекватных критериях оценки взаимосвязи дизайна с остальными частями предметного поля культуры. Поэтому обращение к проблеме места и роли дизайна в культуре актуально и имеет теоретико-методологическое значение.
Кроме того, необходимость анализа феномена дизайна в культурологии вызвана важностью осмысления переломного момента в практике российского дизайна, связанного с выходом отечественного дизайна в сферу рыночной экономики.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема диссертации имеет междисциплинарный характер и предполагает привлечение источников как из области истории и теории дизайна, искусства и архитектуры, так и философии техники и культурологии. Поэтому, в зависимости от аспекта проведенного исследования, все источники можно условно разделить на несколько групп:
1. Теоретические исследования дизайна как социального феномена нашли отражение в работах западных дизайнеров В. Гропиуса, Г. Земпера, Ле Корбюзье, Л. Мамфорда, Д. Нельсона, Л. Салливена, У. Морриса, В. Беренса, и др. В том числе вопросы истории и теории западного промышленного дизайна, его зарождения и становления рассмотрены в публикациях: Р. Розенталя, Г. Рида, Р. Бэнхема, Н. Певзнера, Ч. Эшфорда, и др. Критика коммерческого дизайна дается у Т. Мальдонадо, Дж. Нельсона и др. Из существующей зарубежной литературы интересны работы, в которых дизайн рассматривается не как узко профессиональная деятельность, а как практика, имеющая социо-культурное и гуманистическое начало, авторы таковых работ: В. Папенек, Дж. Джонс, В. Марголин, Р. Бучанан, и др.
2. В России проблеме методов формирования предметной среды в социологическом аспекте посвящены исследования К. Кантора, В. Тасалова, В. Глазычева и пр.
Проблема эстетической ценности предметной среды, рассматривалась в работах М. Бархина, А. Бурова, Н. Воронова, А. Гутнова, А. Иконникова, М. Кагана, К. Кантора, М. Федорова, С. Хан–Магомедова. Из всего круга социокультурных отношений в дизайне основными являются эстетическое и утилитарное. Их синтез оказался в центре аксиологической рефлексии теоретиков архитектуры и дизайна.
В рамках технической эстетики рассматривались проблемы преобразования предметно-пространственной среды человека, в том числе и по законам красоты. Отечественную историю развития дизайна в середине ХХ века исследуют К. Кантор, В. Розин, Г. Щедровицкий, В. Глазычев, В. Дубровский, С. Хан-Магомедов, О. Генисаретский, В. Сидоренко и др.
Период становления Российского дизайна делится на три этапа: в 20-30 гг. был спад, затем активная работа над проектами 60-х гг. и интенсивный исследовательский период, который в 80-90-х г.г. известен множеством теоретических трудов, отражающих проблемы дизайна. Эти достижения принадлежат коллективу дизайнеров, работавших во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики, главным образом в лаборатории общетеоретических проблем, созданной в 1965 году.
Исследования эволюции теоретических представлений о дизайне представлены в работах Г. Щедровицкого, О. Генисаретского, В. Сидоренко, В. Маркузона, В. Тасалова. Проблема взаимодействия существующих теорий дизайна и создания целостной теории расмотрена в трудах М. Коськова, С. Михайлова, Н. Нестеренко и многих других авторов, где они освещают основные этапы в развитии дизайна и даже «описывают историю, которая практически является современной» [С. Михайлов].
История западного дизайна в отечественной литературе представлена в работах В. Глазычева, В. Аронова, Ю. Шатина, С. Михайлова и др.
3.Более широкий взгляд на дизайн связан с разработками культурологической проблематики. Научные труды отечественных и зарубежных теоретиков оказали существенное влияние на разработку темы, обобщение знаний о природе дизайна, помогли выстроить исследование от эмпирически прикладного к философскому, тем самым, раскрывая мировоззренческие и методологические проблемы. В исследованиях Ю. А. Жданова, Е. Е. Несмеянова, Т. П. Матяш, В. Е. Давидовича, В. О. Пигулевского, Г. В. Драча, В. П. Яковлева, и др. поставлены проблемы философии культуры и философской антропологии, которые позволили рассмотреть дизайн в более широком контексте. Тем не менее, дизайн все еще остается недостаточно изученным феноменом. Это обстоятельство определило исследовательское поле работы, в ко-торой акцент сделан на выявлении места и роли дизайна в культуре.

Объектом исследования является предметная деятельность в культуре.

Предметом исследования является проектная деятельность по эстетизации материальной культуры.

Целью исследования является определение места и роли дизайна в культуре.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Провести анализ определений дизайна.
2. Определить функции и роль дизайна в пространстве культуры.
3. Рассмотреть дизайн как выражение эстетической потребности и ее объек-тивации в сфере повседневности.
4. Изучить становление и развитие теории и практики дизайна.
5. Выявить социально-экономические и художественные предпосылки в формировании российского дизайна.