Глава 5. Экономические факторы повышения эффективности системы управления городским бюджетом.
5.1. Муниципальный уровень в структуре бюджетной системы.

Осуществление политических и экономических преобразований в России привели к значительному повышению статуса территориальных, в том числе и городских органов власти и управления. Важным результатом реформ является становление местного самоуправления, формирующегося на основе различных типов поселений, в том числе и городов. Качественные изменения бюджетной системы проявились в выделении муниципальных бюджетов в самостоятельный структурный уровень.
Потенциальная многовариантность подходов к пониманию бюджета и его предметного содержания предполагает необходимость упорядочения категорийного аппарата, теоретических представлений о бюджете города на различных временных периодах.
Бюджет города всегда рассматривался как разновидность местного бюджета. Данный факт предопределяет исследование сущности понятия «местный (муниципальный) бюджет». Одно из первых исследований по вопросам организации местных финансов принадлежит В. А. Лебедеву, которым было введено понятие «финансовая власть самоуправления», которая «объединяет собой все, что касается до установления известной системы местных доходов, учреждения местных налогов, определения их размеров, устройства, сроков взимания и прочих подробностей, ровно как и установления известного порядка в местном хозяйстве, составления его бюджета, контроля и отчетности по его выполнению»
Рассматривая западный опыт организации самоуправления К. Т. Эеберг говорил о наличии у общины бюджета – «сметы, в которую вносятся требуемые на обязательные расходы средства» , при этом община ведет хозяйство по определенному плану. Однако, автор не давал указания на то, как соотносятся понятия «бюджет» и «план ведения хозяйства».
Характеризуя местное хозяйство, И. Х Озеров выделял три системы организации местных финансов: английскую, французскую и прусскую. При рассмотрении российского опыта местное хозяйство представлено, прежде всего, хозяйством земским. Теория местного бюджета отдельно не излагается, довольно полно представлена теория бюджета государственного. Его автор определял как «план ведения государственного хозяйства на данный период времени. Под росписью мы подразумеваем цифровое выражение плана ведения хозяйства на данный период времени, рассмотренное и утвержденное законодательной властью». Говоря о городском хозяйстве, И. К. Озеров лишь вскользь упоминал о городских бюджетах, практикуя их в качестве смет.
Понятийный аппарат, используемый в дореволюционной экономической литературе, характеризуется следующими признаками: во-первых, местное, в том числе и городское хозяйство рассматривалось как дополняющая часть государственного хозяйства, во-вторых, местные учреждения самоуправления обусловливали существование местных, городских финансов, в-третьих, местный бюджет представлял собой смету или роспись, необходимую для ведения местного хозяйства и состоящую из местных доходов и расходов.
В связи с событиями 1917 года учение о местном хозяйстве и бюджете претерпело кардинальные изменения. Ликвидация земских учреждений и органов городского самоуправления привела к упразднению местных финансов. Здесь следует отметить, что существовали различные мнения по данному вопросу от полного отрицания существования местных бюджетов до предположения тесного сотрудничества и распределения функций управления по принципу целесообразности.
Из данных экономической литературы первой половины XX века можно сделать заключение о признании местных бюджетов. по формальности их существования.
Тем не менее, здесь прослеживается развитие институционального понятия местного, городского бюджета. В данный период формулировалась и развилась идея муниципального бюджета, была проведена систематизация бюджетного законодательства и местные бюджеты стали рассматриваться как звено одной бюджетной системы страны .
В дальнейшем развитие понятия «местный бюджет» вобрало в себя черты эпохи развернутого коммунистического строительства. Исходной позицией для рассмотрения местных бюджетов явилось отсутствие противопоставления местных бюджетов государственному. Ряд экономистов рассматривали местные бюджеты как экономические отношения. Но концептуальных различий во взглядах советских экономистов не имелось. Экстрацентрализованность экономики страны и, как следствие, бюджетной и налоговой систем, плановый характер хозяйства, наличие только общенародной и колхозно-кооперативной собственности предопределяло наличие государственного бюджета как централизованного фонда денежных средств, используемого государством. При такой системе каждый нижестоящий бюджет входил в вышестоящий, т. е. местные органы власти были низовыми звеньями власти государственной.
В связи с переходом в начале 90-х годов на рыночные отношения бюджетные отношения перестали восприниматься как второстепенные.
Важнейший элемент российской финансовой системы – государственные и муниципальные финансы, через которые распределяется и перераспределяется, по некоторым оценкам более 1/3 валового внутреннего продукта страны . Значительная часть доходов и расходов государства и муниципальных образований проходит через бюджеты.