Институциональное регулирование экономического развития региона (на материалах Ростовской области)



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ
1. Институциональная динамика и регулируемость трансформационной экономики
1.1. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие
1.2. Экономический механизм регулируемости переходной экономики

2. Институционализация экономического развития региона
2.1. Методологические основы исследования тенденций экономического развития региона и его институционального сопровождения
2.2. Уровень, динамика и перспективы экономической и институционально обеспечивающей активности в Ростовской области

3. Институциональные средства стимулирования приоритетных направлений экономического развития региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменение общественных институтов выступает, с одной стороны, объективно необходимой предпосылкой (в аспекте становления новых правовых институтов, поскольку соотношение экономических и правовых изменений в современной переходной экономике меняется на обратное по сравнению с эволюционной динамикой экономической системы), а с другой, важнейшим результатом экономических реформ в постсоциалистических странах. Однако институциональные преобразования не являются самоцелью экономической трансформации. Институциональные реформы представляют собой условие, средство для реализации таких экономических целей, как достижение стабильного экономического развития, обеспечение высоких темпов роста инвестиций, повышение конкурентоспособности предприятий, структурные трансформации, рост реальных доходов населения и др.
В силу этого переход к этапу ускоренного экономического развития в транзитивной экономике невозможен без формирования базовых, эффективно работающих институтов рынка и унификации экономических механизмов по единому рыночному критерию. В условиях переходной экономики неизбежно возникает дополнительная функция государства – формирование институциональной основы рыночной экономики, переориентация принципов и содержания государственного регулирования. 
Актуальность экономико-теоретического исследования особенностей экономического развития в странах с переходной экономикой обусловлена, наряду с катастрофическим снижением уровня социально-экономического развития (например, в России падение ВВП за 1991-98 гг. составило по оценкам 40-50%, в то время как во время Великой отечественной войны было утрачено 23% ВВП), масштабным системным кризисом, охватившим все сферы и отрасли экономики и в целом общественной жизни, а также тем, что к настоящему времени не сформированы институциональные условия устойчивого долгосрочного развития экономической системы.
Экономическое развитие в качестве цели государственной экономической политики столь значимо, что требует выделение анализа его достижения в переходных условиях в отдельное направление на основе системного изучения сложившихся форм производства, механизмов их функционирования, институциональной структуры, методов и инструментов государственного регулирования. Наряду с необходимостью разработки концепции государственного стимулирования экономического развития в посткризисной экономике, необходим поиск новых ресурсов, способов и конкретных инструментов государственного регулирования. Анализ экономического роста и государственной политики, направленной на его достижение, в отечественной и зарубежной экономической литературе осуществляется без теоретического осмысления институциональной структуры, характерной для экономической системы транзитивного типа, на-правлений трансформации отдельных формальных и неформальных институтов.
Принимая в качестве ориентира и ключевой цели государственного регулирования в трансформационных условиях экономики устойчивое развитие системы, нельзя не учитывать то обстоятельство, что общенациональные темпы экономического роста являются результирующей совокупного взаимодействия темпов экономической динамики регионов. Однако в России наблюдается значительная, постоянно возрастающая региональная асимметрия экономических и социальных индикаторов развития. 
Непосредственное влияние на экономическое развитие региона, на его способность привлекать инвестиции оказывают институциональные факторы. В целом темп роста национальной экономической системы представляет собой средневзвешенную величину значительно различающихся на практике региональных темпов. Таким образом, концептуальные представления и практические инструменты государственного воздействия на динамику национальной экономике должны основываться на совместном анализе источников, факторов и темпов общенационального и регионального экономического роста. Недооценка регионального фактора принадлежит к числу ключевых причин, препятствующих успешным социально-экономическим, в том числе институциональным, преобразованиям в России.
Методология изучения институциональной динамики разработана как представителями традиционного (старого) институционализма - Вебленом Т., Гелбрейтом Дж., Коммонсом Дж., Самуэльсоном У., так и неоинституционалистами – Грифом А., Нортом Д., Олсоном М., Уильямсоном О., Ходжесоном Дж. и др. проверить все со списком
Роль институтов в российской экономике анализируется в работах Гутника В., Интриллигатора М., Капелюшникова Р., Кирдиной С., Малахова С., Нестеренко А., Нуреева Р., Олейника А., Ольсевича Ю., Радаева В., Там-бовцева В. и др.
Концепция институциональных ловушек, их природы и влияния на динамику институциональных изменений является предметом анализа Амосова А., Балацкого Е., Полтеровича В. и др.
Анализ сложившейся в переходной экономике России ситуации и особенностей современных трансформационных процессов в различных областях экономики предпринят в научных исследованиях Белокрыловой О., Глазьева С., Клейнера Г., Кокорева В., Кузьминова Я., Мау В., Овчинникова В., Радаева В. и др.
Исследования и выводы отечественных и зарубежных ученых о необходимости социально-экономических преобразований, о роли государства в обеспечении экономического развития и другие составляют теоретико-методологическую основу теории экономических трансформаций. Однако степень изученности рассматриваемой проблемы остается недостаточной для разработки системы практических мер по обеспечению эффективного государственного воздействия на экономику в целях достижения ее долгосрочного устойчивого экономического развития.