Собственность и государство: режим собственности, приватизация и институциональные изменения в России

Содержание
Введение. Цели и масштаб исследования

Глава I. Создание режима частной собственности в пост-советской России. Теоретический аспект.
Западная мысль о теории прав собственности.
Теоретические взгляды на политические и экономические реформы, краткий обзор
Пост-советская экономическая мысль о собственности и приватизации
Экономическая мысль по российским реформам, краткий обзор.


Глава II. Государство и система собственности в СССР и России до 1991
Создание советской системы и первые экономические реформы, 1917-1931
Экономическая Реформа 1965 года
Начало преобразований: первые попытки реформы отношений собственности
Борьба за собственность в Российской Федерации.


Глава III. Российская политика приватизации и либеральных реформ: создание законов и формирование институтов

Крах спекулятивной концепции коллективной собственности и восстановление частной собственности
Земельная реформа
Сделки по первым законам приватизации.
Собственность и выработка тактики в постсоветской России, 1991-1993
Заключительные переговоры по приватизации..
Усиление президентской власти. Приватизация 1993 года.
Конституционные изменения и Государственная Дума
Реформа собственности и выработка тактики после событий 1993-1996
Собственность, власть и президентство.

Глава IV. Реформа собственности: Оппозиция и исполнение.

Реформа собственности в 1993.
Приватизация и земельная реформа в регионах: Волгоградская область 1991-1994
Советы не были проблемой.


Глава V. Незапланированная природа изменений: провал приватизации

Результаты промышленной приватизации..
Результаты приватизации в сельском хозяйстве.
Олигархи..
Кредиты в обмен на акции.


Заключение.

Литература


Введение. Цели и масштаб исследования

Недавние изменения режима собственности в России и восточной Европе были революционными по своим масштабам и скорости. Понимание природы этих изменений, существенно влияющих на взаимодействия миллионов людей друг с другом в отношении материальных ресурсов, является первостепенной задачей. Сегодня стали видны только краткосрочные политические, экономические и социальные последствия недавних реформ, их долгосрочные же эффекты, особенно в отношении последовательности социальной политики правительств, должны ещё показать себя в будущем.
С крахом социалистической системы в России внимание ученых и политиков привлекли потенциальные эффекты приватизации государственной собственности на будущее экономического роста и политической стабильности в стране. Вопрос, «кому что должно принадлежать», как отражение самых существенных и изменчивых политических и экономических проблем, стал центральным для Российских реформ. Не только социалистический режим, установленный после революции 1917 года, но также горбачевская перестройка и радикальные реформы Ельцина, в основе своей были борьбой между государством и субъектами рыночной экономики за права собственности. Поскольку социалистическая система рушилась, имело место широкое представление, что государственная собственность должна быть продана или просто отдана, к примеру любому: рабочим, прежней номенклатуре, директорам фабрик и заводов, или иностранным инвесторам.
В свою очередь, ученые пересмотрели свой подход по отношению к функциям собственности: это произошло впервые, начиная с кризиса либеральных рыночных институтов на рубеже двадцатого столетия. В течение половины столетия, начиная с неудач рыночных реформ на западе в 1920-х и 1930-х, экономическая теория была озабочена ценами и распределением ресурсов между различными инфраструктурами, а не вопросами прав собственности или создания условий её развития.
С начала российских реформ и особенно после того, как их краткосрочные эффекты стали очевидными, стало возможным сформулировать и проверить некоторые теоретические гипотезы и сделать предварительные обобщения относительно появляющихся форм, темпов и способов управления социально-экономическими трансформациями в постсоветском мире.
Главная цель этой работы состоит в том, чтобы объяснить структуру и механизм развития института частной собственности и той роли, которую они играют в пост-советских политических и экономических преобразованиях России. В своей работе я ищу ответы на вопросы в пределах теорий прав собственности и исторического институционализма, которые помогут лучше понять, как приватизация способствовала (или нет) институциональным изменениям в России. Используя анализ документов и статистические данные, данная работа иллюстрирует:
а) как новый режим частной собственности формировался в России; б) какие политические силы стояли за фасадом политики приватизации и институциональных изменений; в) какой эффект имела приватизация на курс реформ и их результаты тогда, когда права собственности были теоретически не обоснованы, особенно при Ельцине; г) почему политические и экономические изменения в России в течение 1990-х привели к доминированию исполнительной власти политической системы и олигархической экономики, а не эффективного демократического государства и жизнеспособной рыночной системы; д) действительно ли (или нет) новый появляющийся режим собственности России жизнеспособен.
Ответы на все поставленные вопросы будут рассматриваться через призму трех проблем, которые имеют жизненное значение для постсоветской России и других стран, стоящих перед экономическими и политическими преобразованиями.
Во-первых, исследование политики процесса создания и осуществления изменений отношений собственности и их возможного эффекта на формы политических институтов. Так как все институциональные изменения перераспределительны по природе, приватизация, как процесс изменения институтов прав собственности, делает некоторые социальные группы более мощными и приспосабливаемыми, чем другие. Например, стратегия администрации Ельцина по воплощению своей версии режима частной собственности способствовала чрезмерной концентрации власти в руках президента, что впоследствии стало причиной появления горстки олигархов и криминального распределения собственности. Все это подорвало процесс демократизации на местном уровне и в то же самое время оставило дверь открытой для будущих российских лидеров в возможности влиять на изменение некоторых из реформ собственности через манипулирование президентской властью.
Во-вторых, объяснение проблемы силовых подходов, подобно тем, которые администрация Ельцина использовала в течение реформ, и относительно причин, почему последние не только не потерпели неудачу, но, напротив, увеличили сопротивление общества потенциальным изменениям в будущем.
В-третьих, эта работа рассматривает разумные альтернативы неолиберальной модели рыночной экономики, которые предлагались на российской политической арене в течение 1990-х, и почему они не были имплементированы.
Борьба программ по реформе государственной собственности в России была многосторонним и глубоким процессом. И эта работа изучает этот процесс, как в тактике его выработки, так и в стадиях его выполнения.