Совершенствование механизма управления государственными предприятиями и акционерными обществами с государственным капиталом




СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …
Глава 1. Механизм управления предприятиями и акционерными обществами, акции которых находятся в собственности государства как инструмент реализации социально-экономических интересов государства
1.1. Причины возникновения государственных предприятий…
1.2. Анализ механизма функционирования государственных предприятий в рыночно-трансформационный период …
1.3. Оценка возможностей принятия управленческих решений в акционерных обществах с государственным капиталом …

Глава 2. Направления и принципы управления государственными предприятиями в системе современной экономической ситуации
2.1. Характеристика основных стратегий управления государственными предприятиями…
2.2. Существующие системы управления государственными предприятиями и их роль в странах с развитой рыночной экономикой…

Глава 3. Тенденции совершенствования механизма управления государственными предприятиями
3.1 Перспективные направления изменения механизма управления государственными предприятиями в экономике России…
3.2. Управление муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами с государственным участием (на примере г. Ростова-на-Дону)…

Заключение…
Список использованных источников…

ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. На протяжении ряда лет в нашей стране осуществляется реформирование экономической системы, которое привело к существенным изменениям механизма управления государственными предприятиями.
Сведение задач эффективного механизма управления государственными предприятиями к трансформации форм собственности, недооценка регулирующих функций государства стали основой кризиса в управлении государственными предприятиями. К числу существующих проблем в управлении государственными предприятиями, требующих решения следует отнести: неэффективное использование унитарными предприятиями объектов недвижимости, переданных в хозяйственное ведение государственными органами власти; избыточный состав унитарных предприятий, управление которыми со стороны государства сводится к функции назначения руководителя предприятия и контролю за операциями с недвижимостью; отсутствие механизма ответственности руководителя предприятия перед органами государственной власти; отсутствие текущего контроля за финансовыми потоками унитарных предприятий; отсутствие единой системы учета федерального имущества, поскольку в качестве объекта учета указано либо федеральное имущество, закрепленное за государственным предприятием, либо предприятие как в целом имущественный комплекс; отсутствие практики передачи государственных пакетов акций в доверительное управление; низкие доходы от дивидендов на государственные пакеты акций. В связи с этим особую актуальность приобретает переосмысление мирового опыта и моделирование механизма управления государственными предприятиями в экономике России.
Приоритетным направлением научного поиска является обоснование алгоритма дальнейших преобразований форм, методов, организации управления государственными предприятиями, создание целостной структуры управления государственными предприятиями.
Решение обозначенных проблем имеет не только теоретический, но и важный практический, прикладной характер, поскольку позволит повысить эффективность управления и поднять уровень отечественного менеджмента на отдельных предприятиях. Этим обусловлена актуальность избранной темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Механизм и особенности управления государственными предприятиями выступают предметом анализа зарубежных и российских ученых. Механизм и особенности управления объектами государственной собственности являлись предметом анализа в работах В. Дорнбуша, Т. Морра, Р. Коуза, Т. Питерса, Д. Сакса, С. Фишера.
Значительное число работ отечественных экономистов последних лет посвящено проблемам управления государственными предприятиями. Авторская концепция управления государственными предприятиями формировалась в ходе изучения работ Абалкина Л., Биргасова В., Белокрыловой О., Белоусова В., Бедина В., Бунича П., Гайдара Е., Глазьева С., Дикинова А., Игнатовой Т., Капелюшникова Р., Кетовой Н., Кузнецова Т., Куликова Т., ЛившицаА., Никифорова Л., Овчинникова В., Попова Г., Радаева В., Радыгина А., Рутгайзер В., Садовски З., Слэй Б., Солдатовой И., Старка Д., Сычеав Н., Шупыро В., Явлинского Г., Ясина Е.и др. Анализ данных работ производился с использованием исследований М.Вебера, Д. Кейнса, А. Смита, М. Фридмана, Ф. фон Хаека, Ж-Б. Сэя.
Хотя в настоящее время имеется значительный объем эмпирического материала отражающего процессы становления системы управления государственными предприятиями, научная разработанность методов повышения эффективности управления государственными предприятиями далеко не исчерпана и представляется необходимой разработка системы мероприятий по совершенствованию механизма управления государственными предприятиями.
Актуальность обозначенной проблемы, неполная степень ее разработанности в отечественной литературе, наличие значительного круга дискуссионных вопросов определили цели и задачи диссертационного исследования, его логику и структуру.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выявление возможных направлений совершенствования механизма управления государственными предприятиями, анализ их роли в реалиях экономической ситуации России и в разработке на этой основе схемы мер усовершенствования механизма управления государственными предприятиями, а также акционерными обществами с государственным капиталом.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• определить условия целесообразности существования государственных предприятий;
• изучить модели управления государственными предприятиями в странах с развитой рыночной экономикой;
• систематизировать стратегии управления государственными предприятиями;
• обобщить практику функционирования федеральных государственных предприятий с целью выявления недостатков действующего механизма и предложить ряд мер по повышению его эффективности;
• на основе анализа экономического положения муниципальных предприятий города Ростова-на-Дону разработать рекомендации по переводу отдельных муниципальных унитарных предприятий в муниципальные казенные предприятия либо их ликвидации, реорганизации или приватизации.