Управление занятостью в регионе: теория, методология, инструменты




Содержание

Введение . .

Глава 1. Методологические и теоретические основы концепции управления занятостью . .
1.1. Управление занятостью как научно-практическое направление исследования . .
1.2. Методологические основы управления занятостью населения в регионе . . .
1.3. Системный подход к управлению занятостью в регионе . .
1.4. Функционально-процессный аспект управления занятостью . .


Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса управления занятостью . . .
2.1. Исследовательская функция в системе функций управления занятостью в регионе . . . .
2.2. Региональный информационно-аналитический мониторинг
как инструмент регулирования занятости и безработицы . .
2.3. Исследование региональных факторов, детерминирующих динамику занятости и безработицы . .


Глава 3. Занятость в Республике Адыгея в условиях транзитивной экономики: состояние и проблемы .
3.1. Макроэкономическая характеристика и проблемы занятости в республике . .
3.2. Оценка и прогноз спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда . .
3.3. Приоритетные направления политики занятости в системе управления регионом . .


Глава 4. Механизмы и инструменты эффективного управления занятостью в регионе .
4.1. Проблемы стимулирования занятости и создания рабочих мест
4.2. Факторы роста эффективной занятости .
4.3. Региональные аспекты управления формированием и развитием кадрового потенциала .


Заключение .

Литература . .




ВВЕДЕНИЕ

Осуществление современных радикальных социально-экономических преобразований в России связано с возникновением и решением новых для отечественной экономики проблем, среди которых одной из важнейших является управление занятостью.
Управление занятостью – часть общей системы управления социально-экономическими процессами и важнейшая составляющая рыночной системы, позволяющая эффективно использовать трудовой потенциал страны.
Становление элементов рыночной организации хозяйственной деятельности привело к перераспределению собственности, смене способа производства, качественному изменению управленческих функций государства.
Наряду с федеральной властью ответственность за состояние занятости и безработицы, обеспечение необходимого уровня жизни населения несут региональные органы власти. Они становятся главными координаторами деятельности хозяйствующих субъектов в регионах в силу расширения регионального экономико-административного инструментария.
Сокращение масштабов хозяйственной деятельности, прежде всего в государственном секторе экономики, падение совокупного спроса обусловили снижение спроса на труд практически во всех субъектах федерации. Среднегодовая численность занятых в экономике сократилась с 66,4 млн чел. в 1995 г. до 65,4 млн чел. в 2002 г.
Численность экономически активного населения снизилась с 74,9 млн чел. в 1992 г. до 67,3 млн чел. в 1998 г., к 2002 г. произошло незначительное увеличение до 71,8 млн чел. в Уровень экономической активности составил в 2002 г. 65,0 % против 70,3 % в 1991 г.
Следует подчеркнуть, что данная тенденция имела место на фоне роста доли трудоспособного населения в общем его составе и изношенности производственного аппарата, выбытие которого ведет к сокращению рабочих мест. Все это в еще большей степени усугубляло и продолжает усугублять положение в сфере занятости и на рынке труда.
В период рыночных преобразований занятость стала одной из серьезнейших социально-экономических проблем как общества в целом, так и его отдельных граждан. Производство ВВП, уровень жизни населения определяются в том числе количеством людей, занятых эффективной и общественно-полезной работой.
Обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости в условиях построения социального рыночного типа государства становится одной из важнейших задач.
Изменения в области занятости, не адекватные макроэкономическим преобразованиям, привели к появлению, а затем и к значительному росту безработицы. Так, общая численность безработных составила в 1992 г. 3,9 млн чел, в 1999 г. уже 9,3 млн чел., затем наметилась тенденция к потенциальному снижению – до 5,7 млн чел. в 2002 г.
Следствием этого стало недоиспользование основного фактора производства – совокупной рабочей силы и в целом трудового потенциала общества.
Безработица – одна из острейших социальных проблем современной России. В то же время, как верно отмечает Т.О. Четвернина, отсутствие целостной концепции политики занятости на практике привело к постепенному снижению приоритетности проблемы безработицы.
Вызывает беспокойство структура безработицы. Среди молодых людей в возрасте 16-29 лет около половины остаются без работы, при этом значительная часть имеет высшее и среднее профессиональное образование.
В сложной ситуации находятся безработные, живущие в сельской местности.
Среди незанятых возрастает доля лиц, длительное время остающихся без работы, что ведет к их профессиональной и социальной деградации.
На рынке труда отсутствуют качественный и количественный баланс спроса и предложения рабочей силы. Система профессионального образования воспроизводит несбалансированную отраслевую структуру специалистов.
Центральной проблемой рынка труда и сферы занятости является снижающееся качество рабочей силы, отсутствие оптимальности в ее распределении и использовании.
В целом политика занятости решает текущие проблемы и не влияет на макроэкономические показатели с целью создания и сохранения рабочих мест, формирования эффективной структуры занятости.
Анализ показывает, что одной из причин имеющихся проблем в области занятости и безработицы является слабая управляемость этих процессов.
В рамках региона ряд субъектов государственного управления прямо либо опосредованно влияют на происходящие здесь процессы. Однако на практике в действиях каждого из них отсутствует системность, определяемая в том числе общностью целей, согласованностью задач и действий в сфере занятости и безработицы. Воздействия на занятость со стороны экономических, образовательных и других государственных структур носят достаточно фрагментарный характер и преследуют в основном достижение корпоративных целей.
Можно констатировать, что в настоящее время отсутствует сложившаяся система агрегированного управления занятостью в стране и ее регионах. В социальной практике только начинает формироваться методология, методика и инструментарий агрегированного управления занятостью.
Серьезной проблемой, снижающей результативность управления занятостью, является слабая информационно-аналитическая база поддержки управленческих решений.
Для достижения результата требуется глубокое предвидение, построенное на исследовании процессов в области занятости, рынка труда, в целом экономики в регионе. 
Таким образом, можно констатировать, что в современных условиях отсутствует единая целостная методология организации управления занятостью в регионе. Это ведет к недостаточной развитости механизма и инструментария оценки состояния сферы труда и занятости и выработки эффективных управленческих воздействий на предприятия и трудоспособное население региона.
Все вышеизложенное доказывает актуальность проблемы разработки и внедрения системы и механизмов управления занятостью в регионах, направленных на обеспечение ее эффективности, предвидение и нейтрализацию при-чин и условий, способствующих возникновению конфликтов в социально-трудовой сфере. 
Исследование проблем эффективной занятости и управления ею не может ограничиваться их прикладным значением, а должно носить теоретико-методологический характер.
Следует отметить, что недооценка теоретического осмысления и обоснования решений, влияющих на сферу занятости, оборачивается для общества большими потерями и снижает доверие людей к власти.
Общественное мнение напрямую связывает эффективность государственного и регионального управления со своевременностью и качеством разрешения проблем, затрагивающих жизненно важные интересы граждан в области труда.
Таким образом, имеющие место в стране социально-экономические изменения предполагают глубокое изучение и разработку новых теоретических положений и практических подходов к управлению занятостью.