Доклад Анализ состояния российской сетевой торговли, этапы развития форматов оптово-розничных компаний в России

 

Розничная торговля является одним из наиболее динамично растущих секторов экономики России, о чем свидетельствует сохранение на протяжении 2004-2008 гг. темпов роста ее оборота в товарной массе на уровне почти в два раза выше темпов роста ВВП. В 2009г. темпы роста оборота розничной торговли планировались на уровне в 1,75 раз выше реального ВВП, однако из-за мирового кризиса данные прогнозы достигнуты уже не были и не будут, поскольку в условиях рецессии в мировой экономике и падения спроса и цен на сырьевые товары на мировом рынке, девальвации рубля и сокращения внутреннего инвестиционного и потребительского спроса в ноябре-декабре 2008г. и в первом полугодии 2009г. продолжилось резкое снижение основных экономических показателей России.

В 4 квартале 2008г. из-за мирового кризиса произошло существенное ухудшение всех макроэкономических показателей, причем даже официальные представители Правительства РФ не предполагают изменения ситуации до конца 2009г. При этом если ситуация в октябре 2008г. характеризовалась ухудшением отдельных показателей промышленного производства, то в ноябре и декабре 2008г. произошло обвальное падение практически во всех отраслях промышленности (снижение промышленного производства в ноябре и декабре 2008г. составило 8,7% и 10,3% к аналогичному периоду 2007 года). По итогам 2008г. объем промышленного производства вырос всего на 2%. В итоге в 2008г. темпы роста ВВП составили всего 6-7%, а в 2009г. ожидается падение ВВП. Например, по оценкам Минэкономразвития РФ в первом полугодии 2009г. ВВП упал на 10,1%, инвестиции — на 18,2%, промпроизводство — на 14,8%, импорт сократился на 40%, прибыль компаний — вдвое, оборот розничной торговли — на 6,5%.

В конце 2008г. — начале 2009г. падение реальных доходов населения продолжалось, что было обусловлено масштабными сокращениями персонала и остановкой ряда предприятий в связи с затовариванием складов, просроченной задолженностью по заработной плате. В 2009г. впервые за последние 4 года произошло снижение потребительских расходов на 28,125 млн. долл. По данным Euromonitor International, до 2009г. они росли ежегодно в среднем на 140 млн. долл. в год .

Все это вызвало снижение потребительской уверенности и следовательно, впервые за последние несколько лет произошло существенное снижение показателя оборота розничной торговли.

До второй половины 2008г. важнейшим фактором, обусловливающим сохранение благоприятных условий для развития оптово-розничной торговли и торговых сетей, являлись высокие темпы роста реальных доходов и позитивные изменения в структуре потребительских расходов населения, а именно:

082614 0127 21 Анализ состояния российской сетевой торговли, этапы развития форматов оптово розничных компаний в России• сохранение на достаточно высоком уровне, а в 2007г. и рост доли средств, направляемых на покупку товаров;

• снижение доли средств, направляемых на сбережения и инвестиции в финансовые активы, что обусловлено нехваткой финансовых инструментов, обеспечивающих доходность на уровне не ниже уровня инфляции;

• рост доли обязательных платежей и взносов, обусловленный расширением объемов потребительского кредитования, и не приводящий к сокращению расходов на текущее потребление.

Рост потребительских расходов в России в 2002-2007 гг. был наиболее высоким среди стран Восточной Европы и составил около 120%, в то время как в Румынии — 75,1%, Словакии — 67,9%, Эстонии — 52,3%, Болгарии — 49,2%, Литве — 48%, Латвии — 37,7%, Чехии — 33,1%, Хорватии — 29,2%, Польше — 22,3%, Словении — 21,9% и Венгрии — 18,3% (Данные по странам Восточной Европы приведены за 2002-2006 гг.). При этом рынки перечисленных выше стран характеризуются существенно более высокой долей сетевой оптово- розничной торговли и уровнем концентрации рынка и, соответственно, существенно меньшим потенциалом роста рынка и развития отдельных сетевых компаний.

Приведенный выше показатель можно сравнить с данными Великобритании и Германии, где на долю четырех крупнейших компаний розничной торговли приходится соответственно 85% и 80% рынка.

Оборот розничной торговли в 2008 г. в России составил 13 853 млрд. рублей, что в товарной массе на 13% больше, чем в 2007г. Оборот розничной торговли в 1 полугодии 2009г. составил 6 800 млрд.рублей, что на 3% меньше, чем в аналогичном периоде 2008г.144 Данные оборота розничной торговли за последние 3 года проиллюстрированы в таблице ниже.

Темпы оборота розничной торговли в России выше ВВП сохраняются и в 2009г., несмотря на формирование комплекса негативных факторов в развитии экономики и потребительских рынков:

• повышение уровня инфляции, обусловленное действием немонетарных факторов, наиболее важными из которых является рост мировых цен на продовольствие, а также инфляция издержек на рынках продуктов питания на всех звеньях цепочки производитель-дистрибьютор-ритейлер;

• активное вмешательство федеральных и местных органов власти в сферу регулирования развития сетевой оптово-розничной торговли посредством реализации комплекса мер по ограничению торговых наценок и цен производителей по некоторым группам социально значимых товаров;

• негативная для социально незащищенных слоев населения структура инфляции (опережающие темпы роста цен на продовольственные товары повседневного спроса), обусловливающая повышение дифференциации уровня жизни между различными группами населения;

• уменьшение положительного сальдо торгового баланса России, обусловленное опережающими темпами роста импорта на фоне невысоких темпов роста экспорта и сохранения превалирования в его структуре топливно- энергетических товаров и металлов;

• мировой кризис, который начался в 2008г.