Доклад Бюджетная политика Соединённых Штатов

 

Актуальность темы исследования определяет тот положение, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма на примере зарубежного опыта позволяет найти оптимальные пути формирования и совершенствования бюджетного устройства и бюджетного механизма в нашей стране.

Цель работы – анализ государственного бюджета и бюджетного устройства на примере зарубежных стран.

Сформулируем задачи исследования:

– исследование социально-экономической сущности государственного бюджета с учетом мирового опыта;

– выявить особенности государственных бюджетов зарубежных стран на примере одного из экономически развитых стран.

Цель и задачи работы определили структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе рассматриваются следующие вопросы:

-    понятие и сущность государственного бюджета;

-    особенности бюджетного процесса в развитых зарубежных странах.

Во второй главе рассматриваются особенности государственных бюджетов зарубежных стран на примере Соединенных Штатов Америки путем раскрытия следующих вопросов:

-    общая характеристика госбюджета США;

Теоретической базой исследования является литература как отечественных, так и зарубежных авторов – Авдокушин Е.Ф., Дынкин А.А., Жук И.Н., Клинов В.Г., Лоамкин В.Н., Носкова И.Я., Погорлецкий А.И., Парканский А.Б., Энг М., Лис., Мауэор Л.

Государственный бюджет появился с момента образования США, однако устройство его за период существования страны неоднократно и значительно менялось. Вначале размеры бюджета были, по 081214 1744 2 Бюджетная политика Соединённых Штатовсегодняшним меркам, крайне невелики и не выходили за пределы нескольких процентов валового продукта. Собираемость налогов была особенно низкой в первые годы существования США. Размеры государственных расходов резко увеличивались в периоды масштабных военных действий или в связи с иными чрезвычайными обстоятельствами, с прекращением которых расходы, как правило, вновь уменьшались до обычной нормы тех времен.

Начиная с 30-х гг. XX в. государственный бюджет США превращается в один из главных инструментов государственного регулирования экономики. Эту роль бюджет выполняет через расходную и доходную части. Регулирование экономики оказывается не менее важным, чем первоначальная задача — содержание и обслуживание государственного аппарата. Кроме того, появилась функция перераспределения доходов — социального и территориального.

Главную роль в бюджетном механизме США играет с 1921 года Бюджетное бюро (с 1970 г. – Административно-бюджетное управление), которое было создано в соответствии с принятым в том же году Законом о бюджете и отчетности. Управление принимает непосредственное участие и в разработке этих идей, Главные линии будущей бюджетной политики президент намечает со своими ведущими советниками по экономическим проблемам. К числу их относятся министр финансовый председатель Экономического совета при президенте. Четкий механизм принятия экономических решений на высшем уровне помогает создать обоснованную хозяйственную стратегию, бюджетная составляющая которой разрабатывается АБУ. И хотя успех функционирования этого механизма во многом зависит от личности президента, находящегося у власти в данный момент законодательные основы этого механизма заставляют главу государства всегда принимать во внимание доводы АБУ. Это создает гарантию для администрации от совершения крупных ошибок в бюджетной политике и помогает преодолевать возникающие затруднения.

Министерство финансов США, помимо участия в разработке бюджетной и финансовой политики, занимается исполнением федерального бюджета.

Это главная задача его оперативной деятельности. Крупнейшее из подразделений Минфина — Служба внутренних доходов, насчитывающая 70– 80 тыс. сотрудников (более половины чиновников министерства), ведет сбор федеральных налогов. Министерство исполняет и расходную часть бюджета: обеспечивает финансирование федеральных расходов по позициям и в размерах, утвержденных Конгрессом после внесения в представленный президентом проект бюджета поправок и дополнений. Деньги ведомствам, отвечающим за расходование средств по соответствующим статьям бюджета, могут выдаваться чеками или наличными. Кроме того, Министерство финансов (другое его название — казначейство) производит обслуживание государственного долга США, выпускает в обращение часть денежной наличности (мелкие бумажные купюры и монеты) и выполняет некоторые другие операции, вмененные ему конституцией и законом.

Утверждение федерального бюджета в Конгрессе начинается с работы над проектом документа в комитетах и подкомитетах в начале февраля каждого года и завершается к сентябрю (финансовый год начинается 1 октября). Работе над проектом бюджета посвящается до 60% всего рабочего времени Конгресса. Обсуждение ведется в обеих палатах. Обсуждение и утверждение налоговых законопроектов проходит по особой процедуре. Контроль за исполнением бюджета осуществляет Главное контрольно-финансовое управление (ГКФУ), формально принадлежащее к квазинезависимым ведомствам, однако считающееся «контролирующей рукой Конгресса».

Порядок работы над бюджетами штатов не унифицирован, как и дата начала финансового (бюджетного) года в каждом штате, но во многом этот порядок напоминает федеральную процедуру. Еще проще порядок работы с бюджетами в местных органах власти, однако и там необходимо обязательное соблюдение определенных законом процедур.