Доклад Информационное обеспечение электронного правительства

 

Причем в отличие от многих других программ, так и оставшихся на уровне перспективных, но не реализованных проектов, развитие систем электронного правительства действительно идет достаточно быстрыми темпами как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако проблема состоит в том, что внедрение и использование технологий электронного правительства зачастую не дает заметного результата с точки зрения повышения функциональной способности российского государства.

Сущность данной проблемы, как и следовало ожидать, заключается в предельной технологизации вопросов создания систем электронного правительства, которое идет по классическому сценарию информатизации и автоматизации существующих бюрократических процедур.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что негативный опыт использования государственных услуг в электронном виде является одним из основных факторов, тормозящих развитие электронного правительства.

Государственные структуры в первую очередь должны начать предоставление наиболее простых электронных услуг гарантировано высокого качества. Высокий уровень предоставляемых сервисов очень важен для получения положительной реакции населения на данный вид нововведений. В противном случае возможно возникновение ситуации, в которой государство потратит несколько лет и множество бюджетных средств для создания электронного портала, но население не будет им пользоваться, поскольку не доверяет качеству предоставляемых услуг из-за полученного ранее негативного опыта.

Россия обладает рядом уникальных конкурентных преимуществ, которые позволяют надеяться на достижение весомых результатов в области преобразования государственного сектора с помощью электронного правительства в долгосрочной перспективе. Эти преимущества заключаются в следующем:

а) высокообразованное население, которое, скорее всего, с энтузиазмом воспримет и быстро научится электронному взаимодействию с государством и онлайн-самообслуживанию, как только осознает его удобство по сравнению с традиционными личными контактами;

б) выдающаяся история научных инноваций и большое число математиков, программистов и инженеров программного и аппаратного обеспечения мирового класса, что будет способствовать развитию высокосложных систем электронного правительства;

в) сильная вертикальная интеграция и централизация власти в Москве, что может позволить России разрабатывать сверхсовременные стандартизованные решения и методологии в области электронного правительства, которые затем могут распространяться во всех 83 регионах, что приведет к значительной экономии масштаба и создаст потенциал для быстрого опережения многих других стран с более слабой вертикальной интеграцией власти;

г) значительная гибкость и разнообразие на местном и региональном уровнях, позволяющие проводить эксперименты и реализовывать успешные инновационные решения в области электронного правительства, которые затем могут быть дублированы в других частях страны;

д) обширная территория страны, включающая большое число отдаленных и малонаселенных территорий, делает использование Интернета необходимым условием эффективного управления государством и коммуникации через 10 часовых поясов;

е) наличие у центральной власти значительных финансовых ресурсов позволяет осуществлять крупные инвестиции в широкомасштабные проекты развития инфраструктуры ИКТ/электронного правительства национального значения. В частности, объем финансирования в целом по программе «Электронная Россия» в 2010 году составил $3,9 млрд.

В октябре 2008 года ВЦИОМ представил данные о том, как россияне относятся к голосованию через Интернет и насколько они готовы им воспользоваться. Треть россиян (34%) в целом положительно относятся к идее Интернет-голосования (из них 24% — «скорее положительно», 10% — «безусловно положительно»). Половина сограждан (48%) — негативно относятся к такому нововведению: 23% заявляют «скорее нет», 25% — «безусловно, нет». Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они отмечают, что нужно разрешить проводить голосование через Интернет в нашей стране.

Учитывая недоверие большей части населения России к информационным технологиям и нежелание их использовать в повседневной жизни, государством была разработана схема постепенного внедрения механизмов электронного правительства в систему взаимоотношений с гражданами и бизнесом. Первым шагом является создание физического фронт-офиса, а именно многофункциональных центров (МФЦ). МФЦ — организация, учрежденная или уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в режиме «одного окна». Основная цель МФЦ заключается в упрощении и сокращении сроков процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг. Цели МФЦ: упрощение процедур получения гражданами и предпринимателями государственных и муниципальных услуг за счет «единого окна», сокращение требуемых от заявителя документов, повышение комфортности получения государственных и муниципальных услуг, противодействие коррупции, ликвидация посреднических рынков, – развитие межведомственного взаимодействия.

Предполагалось, что органы государственной власти будут оказывать государственные услуги уже с 1 января 2009, однако это предположение оправдалось лишь отчасти. Большинство услуг сопровождается предупреждением о «невозможности предоставления полностью в электронном виде в связи с отсутствием надлежащей нормативно-правовой базы».