Доклад Миссия предприятия

 

Люди создают предприятия для того, чтобы с их помощью получать определенные результаты, решать свои проблемы, что свидетельствует об их целевой направленности. Определенную направленность в деятельности предприятия задают и субъекты внешней среды (государство, общественность, покупатели, деловые партнеры). С учетом определенных внутренних и внешних факторов происходит формирование миссии предприятия. Миссия предприятия (организации) — совокупность общих установок и целевых установок, которые характеризуют цель существования (назначения) предприятия и принципы его деятельности. Хорошо сформулированная миссия содержит описание ориентиров, возможностей и способов ее осуществления, философии, а также желаемого имиджа предприятия. Без этого невозможно стратегическое планирование и управление им.

Если философия предприятия меняется редко, то назначение может модифицироваться в зависимости от глубины изменений.

Правильно сформулированная миссия, воплощая в себе общий философский смысл, обязательно выражает определенные принципы, критерии, что делает ее уникальной в рыночной среде. На формулировку миссии влияют так называемые стейкхолдеры — такие субъекты отношений, имеющие определенные интересы предприятия. К ним относят: — владельцев, которые создают предприятие, начинают деятельность и развивают его; — сотрудников, которые получают за свою работу соответствующую плату и удовлетворяют за счет этого свои жизненные потребности; — покупателей продукта предприятия; — деловых партнеров предприятия; — местной общественности, во взаимодействии с которой предприятие участвует в формировании социальной и экономической среды; — общество в лице прежде всего государственных институтов. Миссия предприятия (организации) должна выражать интересы всех заинтересованных в его успешной деятельности субъектов.

На формулировку миссии, по утверждению современного американского маркетолога Филиппа Котлера, влияют и такие факторы:

- история фирмы, в течение которой производилась ее философия;

- стиль поведения, образ действий собственников;

- состояние среды, в которой существует предприятие;

- ресурсы;

- характерные признаки предприятия.

Четко сформулированная миссия выражает то, каким в определенной мере является предприятие и каким оно стремится быть, а также его уникальность. Для этого в соответствующих документах должны отражаться следующие аспекты:

- целевые ориентиры предприятия;

- цели, которых оно стремится достичь в долгосрочной перспективе);

- сфера деятельности предприятия;

- философия предприятия (ценности, принципы, символы);

- возможности и компетенции для осуществления деятельности (ресурсы, технологии, ноу-хау, совокупный потенциал, который предполагается задействовать в долгосрочной перспективе).

При формулировке миссии не менее важным является имидж, который фирма пытается создать в сознании реальных и потенциальных потребителей ее товаров и услуг. Благодаря своим особенностям миссия способствует единению менеджмента, персонала организации. Это облегчает для них процесс адаптации в коллективе, осознание своей значимости в общей труда, вселяет на персональном уровне ответственность за общий результат. Формулировке миссии предприятия предшествует анализ актуальных социальных, культурных, этических проблем среды, в которой оно функционирует, демографических особенностей, потребительских нужд общественных групп, которым оно собирается адресовать свои товары или услуги, а также собственных ресурсов, возможностей, способностей. Все это способствует выработке целостного философского взгляда на назначение предприятия, формулированию миссии, которая максимально соответствовала бы основным принципам его деятельности, была бы понятна в обществе.

После формулировки миссии определяют главные стратегические цели, которые определяют направление и конечные результаты деятельности. Цели превращают миссию на конкретные обязательства предприятия. Предприятию, которое имеет четко, понятно и правильно сформулированную миссию, значительно легче дается выработка и реализация стратегии, оно более эффективно использует потенциал рынка, легче преодолевает проблемы, порожденные конкуренцией. Потребители ценят не только созданные им товары и услуги, но и ту общественную, социальную роль, которую оно выполняет, и поэтому, нередко учитывая эти факторы, дающие ему преимущество перед конкурентами. Осознанием значимости общего дела переживает весь коллектив, отдавая ему свои профессиональные умения, силы и талант, поскольку каждый сотрудник убежден в важности и целесообразности таких стараний. Итак, формулировка миссии является достаточно сложной задачей, поскольку имеет целью четко определить назначение предприятия (организации), способы существования его в системе общественных отношений.