Доклад Общие условия оптимизации налогообложения на предприятии

 

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Таким образом, законодательство Российской Федерации признает права налогоплательщика и предоставляет ему возможность для реализации мер защиты его собственности, в том числе направленных на уменьшение налоговых обязательств, но только при условии, что эти действия не приводят к нарушению законодательства.

Исходя из того, что налоги представляют собой достаточно сложный феномен общественного развития, необходимо выделить две группы противодействующих и одновременно сотрудничающих субъектов налоговых отношений:

– государство;

– налогоплательщики.

Налогоплательщики четко понимают, что налоги неизбежны и платить их необходимо, в чем и проявляется их сотрудничество с государством.

Противодействие же налогоплательщиков действиям государства заключается в том, что налогоплательщики хотят платить как можно меньше налогов и предпринимают любые попытки для исполнения своего желания.

Конституция Российской Федерации закрепляет право частной собственности и его охрану законом. Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Налоговое планирование (tax planning) представляет собой целенаправленные правомерные действия налогоплательщика, целью которых является повышение финансовой устойчивости организации

Взаимосвязь налогового планирования с финансовым менеджментом

1.    Налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов

2.    Налоговое планирование имеет ограниченную самостоятельность, но оказывает существенное влияние на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности

3.    Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы организации

Цель налогового планирования – повышение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта в целом

Процесс налогового планирования – это творческий аналитический процесс. При этом следует помнить, что цель налогового планирования должна заключаться не только во всемерном поиске способов уменьшения сумм налогов, уплачиваемые в отдельные периоды, что сиюминутно сохраняет оборотные средства организации, но и в своевременной и полной уплате налогов в соответствии с требованиями законодательства, что в долгосрочной перспективе сохраняет оборотные средства организации, снижая суммы возможных штрафных санкций к организации со стороны налоговых органов.

Тем не менее, современное налоговое законодательство включает в себя достаточно большое количество дифференцированных подходов к расчету налоговой базы практически по всем видам налогов, что позволяет при высоком уровне знаний с успехом использовать их для уменьшения налоговых обязательств. Этому же способствуют и пробелы, недочеты нормативных актов.

Уменьшение налогов в рамках законодательной базы позволяет организациям увеличить размер денежных средств, остающихся в их распоряжении, направить их на свое развитие, что, в конечном итоге, как это не парадоксально, ведет к расширению налоговой базы.

Факторы, определяющие потребность в налоговом планировании:

1.    Скорейшее достижение конечной цели развития предприятия.

2.    Тяжесть налогового бремени.

3.    Увеличение размеров фирмы.

4.    Подвижность внешней среды (нестабильность социально-политической сферы).

5.    Новый стиль руководства.

6.    Сложность и изменчивость налогового законодательства.

Направления налогового планирования:

-    управление реальными инвестициями;

-    управление нематериальными активами;

-    управление финансовыми инвестициями;

-    управление оборотным капиталом;

-    управление финансовым результатом;

-    управление денежными потоками;

-    снижение налогового бремени.

Принципы налогового планирования

1. Принцип разумности – означает запрет на применение грубых и необдуманных способов.

При применении данного способа особенно тщательно следует подходить к экономическому обоснованию расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль, учитывая их экономическую оправданность, в том числе с точки зрения размера и разумности.

2. Цена решения – выгода, получаемая от налогового планирования, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осущест-вить для реализации данного решения.

Практически реализация данного принципа означает необходимость расчета эффективности схем налогового планирования с учетом всех затрат, в том числе и организационных.

3. Принцип учета взаимосвязи норм отраслей права – предполагает за-прет строить способы налогового планирования только на смежных с налоговым отраслях права (финансового, банковского, гражданского и др.).

Реализация данного принципа состоит в наличии приоритета для целей налогообложения понятийного аппарата налогового права над другим вида-ми права.