Доклад Особенности распространения крупных мировых оптово- розничных сетевых компаний по регионам

 

Изучение опыта развитых стран в сфере оптово-розничной торговли, а также ситуации, складывающейся в странах с переходной экономикой, является необходимым этапом для определения направлений дальнейшего развития оптово-розничной торговли в России. На опыте стран с развитой рыночной экономикой можно проследить общие тенденции развития организации оптово- розничной торговли.

США являются лидером по количеству крупнейших торговых ТНК, четыре американские корпорации вошли в десятку самых крупных торговых сетей мира, причем большая часть их продаж осуществляется в стране (Wal- Mart, Kroger, Sears, Costco). Американская оптово-розничная ТНК Wal-Mart в 2008г. возглавила список ТНК по объемам продаж, что говорит о ее значительном преимуществе над другими оптово-розничными корпорациями.

Лидером по товарообороту за рубежом является голландская ТНК Ahold (82% ее товаров реализуется в других странах), за ней следует французская Carrefour (52,4%) и немецкая Metro Group (51,7%).В большинстве стран Центральной и Восточной Европы в последнее десятилетие стали доминировать западные сетевые ТНК, оптово-розничная торговля успешно перешла от традиционных форматов, таких как небольшие магазины частных предпринимателей, к крупным супер- и гипермаркетам, принадлежащим международным оптово-розничным ТНК.

В Венгрии, Чехии, Словакии, Литве, Латвии, Эстонии местные сети не смогли противостоять приходу западных сетей, и оптово-розничная торговля развивалась очень быстрыми темпами.

На первом этапе в странах появлялись иностранные компании из соседних стран: финские и турецкие — в Эстонии и России, словенские и австрийские — в Хорватии, чешские — в Словакии, венгерские в Румынии. Затем ведущие международные сетевые ТНК Ahold, Carrefour, Tesco появились на рынках Польши, Чехии, Венгрии, а затем — Болгарии, Хорватии и России, их активное расширение привели к росту концентрации рынка. По данным ACNielsen, с 2000 года число гипермаркетов в Центральной и Восточной Европе увеличилось на 65%. А в Венгрии и Чехии с 2002 году доля супер- и гипермаркетов возросла на 50%.’

Несмотря на то, что крупные сетевые ТНК закрепились в Центральной и Восточной Европе, оптово-розничная торговля в Польше, Чехии и Венгрии развивалась подобно южноевропейскому пути: там выжили и сохранили значительное присутствие на рынке маленькие специализированные и традиционные продуктовые магазинчики. В Венгрии, Чехии и Словакии на 1 миллион жителей приходится около 2300 магазинов — так же как в Италии и Португалии. В Польше на 1 миллион жителей приходится уже 5000 оптово- розничных точек. Это можно объяснить тем, что почти половина населения Польши проживает в сельской местности. Для сравнения, на развитых рынках Великобритании, Франции или США на миллион жителей приходится менее 500 магазинов.

В Польше формируется отличная от большинства стран ЕС и США модель внутренней торговли с доминированием 4-6 сетей магазинов

(мелкорозничные, супер- и гипермаркеты, кооперативные и фирменные магазины), причем практически все гипермаркеты и дискаунтеры страны принадлежат иностранным торговым ТНК. Ниже представлена структура розничной торговли (количество польских и зарубежных фирм) в 2007 году: на долю зарубежных/польских гипермаркетов приходится 248/16 единиц, супермаркетов — 460/500, дискаунтеров — 1357/0.

Лидерами рынка Польши стали иностранные торговые ТНК, в основном французские и немецкие. Так, группа Tesco вложила в развитие торговой сети 300 млн. долл. (в 2006г. Tesco купила в Польше сеть Hit), компания Geant – 600 млн., а голландская-Ahold приобрела польскую компанию Jumbo. Иностранным корпорациям в Польше принадлежит 2,2 тыс. объектов торговой площадью около 2,5 млн.кв.м.

Аналогичные процессы происходят в Венгрии, Чехии, Словакии, а также странах Балтии. В этих странах развитие рыночной торговли произошло в 5-6 раз быстрее, чем в государствах Западной Европы и США, где этот процесс длился почти 30 лет.

В Чехии особой популярностью пользуются сетевые ТНК Ahold, Tesco и Schwarz Group. Лидерами по количеству магазинов являются голландская корпорация Ahold (296), немецкая сеть Rewe (233), а по объему товарооборота — немецкая ТНК Metro Cash&Carry.

В Будапеште функционируют 10 крупных торговых центров, наиболее успешными из которых являются Westen City Center, Mammut Shopping Center и Arkad Center.

Рынки розничной торговли Словакии, Венгрии и Чехии близки к насыщению, доля современных видов торговли здесь составляет 60-80% (в Польше — 40%). В этих странах (подобно Польше) преобладают иностранные сетевые ТНК, национальные компании не выдерживают конкуренции с международными корпорациями.

В странах Балтии (Латвия, Литва и Эстония) емкость розничного рынка невелика, однако около 15 розничных торговых компаний балтийских стран контролируют свыше 75% розничного продуктового рынка. С конца 90-х годов более 80% основных продовольственных покупок производится в магазинах всех существующих форматов современных форм оптово-розничной торговли, и эта доля постепенно приближается к 100%.

По числу торговых сетевых компаний лидирует Эстония, далее — Латвия и Литва. В Латвии лидирующие позиции заняли иностранные ТНК, а в Литве и Эстонии — местные компании. В 2000 г. скандинавские компании, владеющие крупными оптово-розничными сетями в Латвии и Эстонии, начали осваивать литовский рынок, а литовские компании — эстонский и латвийский рынки. Доля сетей в обороте розницы в Эстонии и Литве достигает 60%, Латвии — 35-40%. В Литве тройка лидеров занимает 53% розничного рынка, Эстонии — 27%, Латвии — 25%. Лидером розничного рынка Балтийского региона является компания «»У1шаи5 Ргекуёа», занимающая около 30% рынка Литвы.