Доклад Педагогическое общение

Несмотря на то, что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и до сих пор не прекращается, понятие педагогическое общение родилось недавно. И было оно введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым.
Если рассматривать данное понятие в формальном смысле, то педагогическое общение – это профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитание последних как в урочное, так и во вне урочное время.
Рассматривая же данное понятие с психолого-педагогической точки зрения можно говорить о том, что педагогическое общение – это способ реализации приемов и методов педагогического воздействия с целью эффективного усвоения программы или развитие личности ученика, или то и другое вместе. Благодаря этим
Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.
Перечислим некоторые из них:
1. Педагогическое общение представляет сложный конгломерат делового и личностного общения;
2. На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими большим числом партнеров;
3. Учитель редко может себе позволить роскошь чистого общения: как правило оно осуществляется с другими видами и компонентами деятельности учителя;
4. Как правило, педагогическое общение пролонгировано и может продолжаться годами.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Процессы социализации рассматриваются детской, педагогической и социальной психологией. Таким образом социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Данное понятие предполагает активное участие самого человека в освоении культуры, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, обретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно понимать и оценивать себя и других. И именно благодаря социализации он становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.
Учебная деятельность в широком употреблении довольно неоднозначное понятие. Педагогическая же психология трактует данное понятие следующим образом:
Учебная деятельность – особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
В теоретической же концепции развивающего обучения (в школе Эльконина – Давыдова) учебная деятельность – один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Учебная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность – задача – мотивы – действия – операции.
Структура учебной деятельности формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольного имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательный интерес). В этом возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.).
В последующих возрастах, которым соответствуют определенные ступени образования, учебная деятельность претерпевает качественные преобразования по содержанию теоретических знаний, усваиваемых учащимися, по характеру ее осуществления учащимися и т.п. И только в старшем школьном возрасте она вновь становится ведущей, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь.
Одной из проблем образовательного процесса в современной школе является агрессия учащихся младших школьников направленная на других участников образовательного процесса.
Прежде чем рассмотреть данную проблему хотелось бы обратить внимание, что агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающегося криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Согласно Б. Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
Но уже к шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм (оскорбление, борьба).
В настоящее время такое ярое проявление агрессии в младшем школьном возрасте объясняется теорией социального научения, которая гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.