Доклад Приемы вербального общения

Одним из важнейших элементов характеристики человека является его речь. Еще древний философ Плутарх заметил, что «в речи гораздо более, нежели в лице, Как думают некоторые, открывается характер человека». Речь несет в себе информацию сразу о нескольких очень важных особенностях человека. Так, например, сложность и правильность языка свидетельствует об уровне образования (или самообразования) и культуры, содержание речей - об уме и нравственности, а богатство и характер интонаций говорят об эмоциональности и настроении человека.
Мы обращаем внимание не только на содержание речи человека, но и на то, как она произносится: с какой интонацией, громкостью, отчетливостью, звонко или «сквозь зубы», уверенно или с нервным смешком и т.п. Все эти явления изучаются паралингвистикой.
Рассмотрим последовательно паралингвистические явления, наиболее значимые для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.
Громкость и высота звука. Если встречаются малознакомые люди, то лидера, как правило, первоначально выбирают из тех, кто громче и больше говорит. Окружающим обычно кажется, что, если человек громко говорит, значит он уверен в себе, в своей позиции.
Вместе с тем громкий голос сам по себе не является эффективным средством воздействия на других людей. Если повышенный тон переходит определенный допустимый предел, то это воспринимается собеседником как покушение на его личное достоинство и вызывает негативную реакцию. В конфликтной ситуации повышение тона вообще недопустимо - фактически это одна из частых причин того, что деловые разногласия по поводу конкретного вопроса перерастают в разрушительный межличностный конфликт.
Темп речи. Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; когда говорят о личных трудностях; когда хотят в чем-то убедить собеседника.
Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны - о высокомерии.
Ритм речи и назализации. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Если речь человека прерывиста, с запинками, назализацией (э... э...э...), насыщена словами-паразитами («значит», «так сказать» и т.п.), то он кажется слушателям некомпетентным в предмете разговора. А иногда люди думают, что собеседник запинается и сбивается в своей речи, потому что настроен их обмануть.
Пауза. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, это значит, что он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре - он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.
Умение держать паузу - порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.
Интонация - это не только модуляции высоты тона (вопросительная интонация, повествовательная интонация) и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания (логическое ударение), это также способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.).
Важно помнить, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как вы говорите, существует расхождение, люди будут больше доверять тону вашего голоса. А это расхождение - признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.
Психологически подготовленный к общению человек - это тот, который хорошо усвоил, что, где,, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению должное впечатление или влияние.
Люди, общаясь друг с другом, как правило, стараются, чтобы их общение проходило как можно более гладко. Соответственно при совершении речевых актов они соблюдают определенные правила, служащие этой цели. В совокупности такие правила составляют общий принцип коммуникации, обеспечивающий вербальную коммуникацию:
БУДЬ ЯСНЫМ, ЧЕСТНЫМ, ЭФФЕКТИВНЫМ, ТОЧНЫМ
На практике, безусловно, часто одно или несколько правил коммуникации нарушаются, но это не означает отмены самого принципа. Если бы он отменялся, объяснял Грайс, то человек, отменивший его, нарушил бы основное положение своего коммуникативного сообщества.
Если нарушение замечено, то к какому бы правилу оно ни относилось, по самой интеракции будет нанесен удар. Выводы о нарушении какого-либо правила можно делать на основе условий, которые не были соблюдены в представлении рассматриваемого речевого акта. Постулат «Будь ясным» относится к условиям узнаваемости речевого акта: говорящий должен таким образом формулировать речевой акт, чтобы слушающий смог распознать выраженную им коммуникативную функцию и пропозицию. Это не означает, что говорящий обязательно выражается непонятно, но означает, что он обязан сделать все возможное, чтобы слушающий смог правильно его интерпретировать. Если условия узнаваемости не соблюдаются - речевой акт является непонятным. Поэтому первое коммуникативное правша следующее:
НЕ СОВЕРШАЙ НЕПОНЯТНЫХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ
Постулат «Будь честным» относится к условию ответственности, которое является частью условий корректности речевого акта: мысли говорящего правдиво отражаются в выражаемых речевых актах. Если речевой акт служит, например, советом, то можно предположить, что говорящий искренне считает приемлемой выражаемую пропозицию; если речевой акт - директив, то говорящий искренне желает, чтобы слушающий совершил поступок, о котором «met речь, и т.д. Второе правило коммуникации: