Доклад Развитие личности менеджера как психологическая проблема

 

Философские, экономические, психолого-педагогические, социологические исследования современного социума фиксируют его трансформации как переходные к новым социальным, экономическим отношениям. Рассмотрим социокультурные изменения, охватившие как социальные отношения, так и культуру. Исследователи единодушны при оценке влияния «других» социально-экономических отношений, обусловливающих глобальное изменение во всех сферах жизнедеятельности общества, на всех социальных уровнях. В настоящее время, в результате глубоких экономических и социальных преобразований в обществе, изменилась социальная структура, появились новые социальные группы, которые образуются общество с новым соотношением социальных групп, между которыми растут различия в характере труда, статусе, доходах, культуре, уровне образования, быту и других показателей. А это влияет на существенные деформации в системе общественных отношений, на рост социальных противоречий, деформации институтов власти, которые не справляются с экономическими запросами общества. С деформацией отношений теснейшим образом связано изменение социальных норм и ценностей людей. Возникает отрыв соответствующей (правовой, моральной и др.) нормы от конкретной реальности, ее несоответствие потребностям времени. Деформируется, таким образом, не сама норма, а ситуация, на которую она рассчитана. При этом важным, а может и решающим изменением является деформация социальных ценностей и представлений о них. В современной социокультурной реальности наблюдается резкое ослабление вплоть до полного демонтажа многих властных, политических, экономических, правовых и. других механизмов, регулирующих поведение человека в обществе, в том числе и управленческую деятельность. Вследствие отставания функций социальных институтов от потребностей развития общества, неодинаково (и по форме, и по содержанию) изменяется социальное поведение различных групп населения, и соответственно, пересматривается система социальных ценностей и представлений о них. При этом специфика межличностных отношений обусловлена, как рядом объективных обстоятельств, связанных с переходом к другой общественно-экономической формации формами деятельности, резким ускорением развития событий, так и субъективных факторов влиянием на социальное поведение, социальную позицию во многом спонтанных настроений, трансформации запросов и возможностей их удовлетворения.

В большей степени, индивидуальное социальное поведение менеджера зависит от степени переживаемого кризиса ценностей, степени личностной идентификации с предыдущими социальными структурами, нормами, ценностями. Эмпирические исследования фиксируют серьезные изменения в шкале жизненных ориентаций личности руководителя — значительно уменьшается сфера социальных ценностей и возрастает значение индивидуалистических, гедонистических и причем, мы не рассматриваем данный процесс как однозначно отрицательный. Положительным в нем видится развитие таких важных качеств, как осознание себя свободной, независимой, ценной личностью, которая опирается на собственные силы и возможности, к самореализации. В то же время нельзя игнорировать и отрицательные аспекты нравственной значимости людей: во многих отступают на задний план или исчезает совсем такие ценности, как попытка быть полезным людям, смысл жизни в общественно значимой работе. Важное значение для формирования потребностей и ценностных ориентаций играет сфера деятельности и возраст менеджера. Полноценная трудоспособная жизнь и общественное определение значительно выше оцениваются молодыми руководителями. Что касается руководителей среднего звена в возрасте 45 лет, то для них основным конфликтом ценностей является конфликт активности и пассивности. Актуальными становятся потребности отношений к труду в 41 -45 лет. Потребность в изменении поведения возрастает с возрастом. Период до 30 лет можно назвать периодом самоопределения. От 30 до 35 лет преобладает потребность в изменении отношения к людям на фоне признания необходимости коррекции эмоционально-волевой сферы. Возрастной период 30- 40 лет характеризуется решением проблем, связанных с оптимизацией информационной подготовки и принятия управленческих решений, с необходимостью в развитии интегральных способностей и признанием способов компенсации их недостаточного уровня. После этого периода отсутствие потребности в изменениях этой сферы сохраняется до 50 лет. Возрастной период с 41 до 45 лет связан с необходимостью пересмотра отношения к труду и полного обновления всей системы навыков. В этот период значительно сокращается потребность в развитии волевой сферы. Это период потребности во вторичной профессионализации. Анализ развития личности менеджера в социуме будет неполным рассмотрением мотивов управленческой деятельности, среди которых ведущую роль процесса формирования руководителя играет мотив достижения успеха, который обеспечивает оперативность в решении проблемы в условиях, которые быстро меняются. Экономический, политический кризис в стране, отсутствие стабильности в обществе также могут повлиять на снижение мотивации должностного роста, развитие которой зависит от некоторых специфических особенностей управленческой деятельности: наличие противоречия между представлениями о деятельности, которая формируется на основе научной литературы, отсутствие возможности у руководителей видеть материальные результаты своего труда; разрыв между формальным статусом руководителя и его реальной властью. В целом анализ взаимообусловленности личностного развития менеджера индивидуальными свойствами и социально-психологическими детерминантами жизнедеятельности дает основание утверждать, что требуют пристального внимания и серьезного изучения процессы формирования управленческих кадров, связанные с экономическими, политическими изменениями в стране.