Доклад Система управления предприятиями железных дорог

 

Система управления предприятиями железных дорог

Экономические и правовые основы хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта определены следующими правовыми актами: Федеральный закон от 10.01.03 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.03 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 27.02.03 №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный закон от 10.01.03 №16-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях».

Организационная структура и функции органов управления железнодорожным транспортом.

Управление производством – это управление кадрами, техникой, технологией перевозочного процесса, всеми вещественными, материальными частями отрасли, а также финансами, материально-техническим обеспечением, сбытом, взаимоотношениями с клиентами и населением.

Главными задачами управления в современных условиях являются:

-обеспечение соответствия системы управления рыночной экономике, требованиям маркетинга;

-придание ей уровня современных организационных структур;

-обеспечение роста эффективности, рентабельности работы транспорта на основе ускорения научно-технического прогресса.

Структура органов управления определяется на основе функций управленческой деятельности. Функции управления классифицируются на основные (общие), отражающие содержание процесса управления, и специфические.

К основным функциям относятся прогнозирование, планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, координация, учет и анализ. Специфические функции отражают различные стороны производственно-хозяйственной деятельности: обеспечение линейного руководства, материально-техническое, финансовое, экономическое, технологическое и техническое обеспечение. Эти функции на каждом предприятии имеют свое специфическое содержание.

Современная модель управления железнодорожным транспортом предусматривает разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта находится в ведении Министерства транспорта и связи Российской Федерации.

Основные вопросы, относящиеся к сфере деятельности управления:

– реализация государственной политики, направленной на создание и поддержание равных условий доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, для всех участников транспортного рынка.

– реализация государственной политики в области развития инфра-структуры железнодорожного транспорта, технических условий перевозок, подвижного состава и сертификации на железнодорожном транспорте;

– подготовка проектов решений об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования;

– проработка и подготовка решений по предложениям владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования о закрытии малоинтенсивных железнодорожных линий и участков;

– подготовка предложений по повышению уровня транспортного обслуживания потребителей услуг железнодорожного транспорта общего и необщего пользования в области организации перевозок, технической, технологической, тарифной политики.

Хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте является ОАО «РЖД». Учредителем общества является Правительство РФ. Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100%.

В составе общества образованы 17 территориальных филиалов – железных дорог, функциональные филиалы (заводы, проектно-конструкторские и т.д.) и представительства за рубежом.

Взаимоотношения ОАО «РЖД» и его филиалов строятся на основе взаимоувязанной системы их бюджетов, формирование которых осуществляется на основе производственных и финансовых планов.

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрено выделение из сферы естественной монополии конкурентных видов деятельности.

ОАО «РЖД» позиционируется как эффективный владелец инфраструктуры, представляющий на недискриминационной основе услуги всем перевозчикам. Другим основным видом бизнеса, осуществляемым ОАО «РЖД», будет оказание услуг по перевозке.

Корпоративное строительство ОАО «РЖД» направлено на достижение комплексной эффективности Компании, осуществляться поэтапно к целевому состоянию, обеспечивающему достижение следующих стратегических целей:

– увеличение масштабов транспортного бизнеса;

– повышение качества и безопасности перевозок железнодорожным транспортом общего пользования;