Доклад Состояние и способы проникновения международных торговых ТНК на российский рынок

 

Высокие темпы роста потребительских расходов в 2004-первой половине 2008 гг., быстро растущая емкость розничного рынка России и сравнительно низкая доля сетевой торговли сделали его одним из наиболее привлекательных для международных ритейлеров не только в Европе, но и в мире. Так, в 2003-2007гг. произошло трехкратное увеличение объема иностранных инвестиций в озничный сектор: с 330 млрд. долл. в 2003-2004гг. до 964 млрд. в 2006 году и более 1 трлн. долл. в 2007 году.

Согласно Global Development Index, публикуемому А.Т. Kearney, Россия в 2004-2009гг. устойчиво находилась в тройке наиболее привлекательных розничных рынков, что проиллюстрировано ниже в таблице.

Источник: составлено автором по материалам Emerging Opportunities For Global Retailers, the 2002-2009 A.T.Kearney Global Retail Development Index, published by Inc. A.T.Kearney for every year.

Полное содержание глобального индекса развития розничной торговли в 2009 году (Global Retail Development Index, GRDI) приведено в Приложении 3.

Свое высокое место Россия сумела занять по результатам своего экономического развития. Как отмечается в обзоре А.Т. Kearney, за последние несколько лет Россия добилась существенного прогресса в развитии и реформировании экономики. Прежде всего необходимо отметить увеличение ВВП и рост благосостояния населения. Также А.Т. Kearney отмечает, что Россия является значительной страной по численности населения с быстро растущим рынком потребления.

Предсказывалось, что локомотивом экономического роста являются компании российского потребительского рынка, которые обладают высоким уровнем конкурентоспособности и потенциалом развития. И чтобы удвоить ВВП, государство должно радикально улучшить институциональную среду и инвестиционный климат в стране, что и было сделано.

Следует подчеркнуть, что за несколько лет (РФ учитывается в рейтинге с 2002 г.) Россия ни разу не покидала пятерку самых перспективных стран. За последние семь лет в России существенно снизился страновой риск, увеличилось количество современных торговых площадей, вырос оборот розничной торговли и количество международных розничных операторов. Фактор времени, который означает скорость, с которой компания может выйти на локальный рынок, постепенно становится одним из ключевых. Эти выводы компании А.Т. Kearney подтверждаются и объективными данными российской статистики.

Несмотря на насыщение рынка крупных городов современными торговыми форматами, российский оптово-розничный рынок остается привлекательным ввиду сохранения чрезвычайно низкого уровня концентрации: так, в 2007 году на 5 крупнейших ритейлеров формата FMCG приходилось всего 7% оборота оптово-розничной торговли продовольственными товарами, причем по сравнению с 2005-2006 гг. данный показатель увеличился не очень существенно, несмотря на сравнительно высокие темпы роста их выручки.

Завоевание российского рынка требует от западных ритейлеров крупных инвестиций и связано с более высокими рисками, поэтому в Россию пришли пока немногие зарубежные оптово-розничные ТНК.

Эксперты отмечают, что приход западных ритейлеров на российский рынок обусловлен долгосрочными стратегическими целями. Подобные проекты требуют огромных инвестиций и окупаются не скоро. Например, «Ашан», создавая свои гипермаркеты «с нуля», не рассчитывал на получение какой-либо прибыли в течение пяти лет. При покупке российской сети западным ритейлером высока вероятность завышения стоимости. Кроме того, потребуются существенные инвестиции в реорганизацию бизнеса под стандарт западной сети.

Сегодня многие крупные зарубежные ритейлеры стремятся развивать свои сети в регионах. Это связано с ростом доходов населения в провинции и более низкими операционными издержками, в том числе арендными платежами. Однако неразвитость местной инфраструктуры сдерживает дальнейшую региональную экспансию западных сетевых ТНК. Кроме того, в отдаленных областях еще чаще, чем в Москве, западные ритейлеры сталкиваются с коррупцией.

Тем не менее те международные торговые ТНК, которые уже вышли на российский рынок, готовы поэтапно развивать инфраструктуру, налаживать работу в отечественных регионах и отношения с местными властями и поставщиками.

Приход западных оптово-розничных ТНК имеет далеко идущие последствия для российского бизнеса.

Сила мировых торговых ТНК заключается в нескольких причинах. Первая причина — это финансовая мощь. С первых шагов в России торговые сети опираются на сильную поддержку материнских компаний. Величина денежных потоков в сочетании с их гибкостью и маневренностью делает компании непобедимыми в конкурентной борьбе (возможно, в конкурентной борьбе между собой, но не с российскими сетями). Следствием финансового могущества становится политика откровенного демпинга, которая временно радует потребителя, и прекращается сразу же, как только на рынке устраняются местные соперники.

Второе преимущество — технологическое. Западная розница в условиях России обречена на высокий оборот, поскольку западные сети умеют торговать: здесь можно выделить и высокую технологическую оснащенность торгового процесса, продуманную логистику, и умелую рекламу.

Победу западных сетевых ТНК облегчает также и то, что вся высокая покупательная способность России сконцентрирована преимущественно в Москве и Московской области. Это упрощает западным корпорациям задачу освоения российского рынка. Завоевание столицы делает экспансию в регионы чисто технической задачей.