Доклад Сущность оптово-розничных торговых корпораций и классификация организационных форм оптово-розничной торговли

 

Последние два десятилетия ХХв. — начала ХХ1в. привели к своеобразной революции в системе мировой оптово-розничной торговли (некоторые исследователи этот период называют «эпохой расцвета оптово-розничной торговли»). Если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление и основной функцией ее было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня оптово- розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам. Таким образом, роль оптово-розничной торговли существенно изменилась и в настоящее время очень велика.

Исторически торговля развивалась в тесной взаимосвязи с историей развития человеческого общества, его хозяйственной деятельностью. История торговли, как и история экономики, всегда была связана с развитием науки и технического прогресса. На протяжении столетий периодически изменялась форма торговли, ее виды, отношение к торговле как внутренней и внешней (международной) хозяйственной деятельности общества. Постоянно совершенствовалась взаимосвязь торговли с производством товаров, с экономикой государства.

По мере развития экономики в ней постепенно возрастает роль сферы услуг. Так, в современной американской экономике стоимостная пропорция между производством в материальной сфере и услугами составляет 20/80, и доля товарного производства обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению.

Одним из проявлений этой тенденции является снижение роли оптовой торговли и возрастание роли розничной торговли в современной экономике.

Более того, в той степени, в какой совокупный спрос служит источником экономического роста, роль розничной торговли во многом является ключевой.

В макроэкономическом плане роль розничной торговли двойственна. С одной стороны, она является посредником между производителями товаров и услуг и их потребителями. С другой стороны, розничная торговля сама является производителем части услуг. Поэтому приходящаяся на нее часть добавленной стоимости не может быть очень малой. На самом деле она растет вместе с увеличением доли услуг в ВВП и с возрастанием влияния внутреннего спроса на совокупный спрос.

В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может быть оптовая и розничная. Основания для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства. Отношения по договору розничной купли- продажи, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, регламентируются Законом «О защите прав потребителей» и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Исходя из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей — оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Оптово-розничная торговля в процессе своего развития претерпевала множество различных изменений. Изменения касались таких принципиальных аспектов как: размер магазинов, объем и структура предлагаемого ассортимента, количество и уровень персонала, автоматизация производства и методы контроля за качеством товаров и обслуживания, и многое другое. Очевидно, что оптово-розничная торговля как один из секторов сферы услуг изменялась, исходя из общих тенденций развития общества на определенном этапе. В настоящее время оптово-розничная торговля России активно использует мировой опыт организации деятельности на основе сетевых технологий с учетом специфики национальной политико-экономической системы и менталитета.

Ф.Котлер определяет розничную торговлю как любую деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Российские ученые Щур Д.Л. и Труханович Л.В. рассматривают розничную торговлю как вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного.

По мнению американских ученых Джоэла Эванса и Барри Бермана «розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Это конечный этап каналов сбыта». Таким образом, определения розничной торговли у российских и американских ученых практически совпадают.

Французские профессора Анри Крие и Жоэль Жаллэ считают, что «в розничной торговле, которая замыкает цепь распределения продукции, осуществляется продажа непосредственно потребителям; при этом обычно предполагается наличие специальных мест продажи, доступных для публики, в которых выкладываются предлагаемые товары. Тем не менее, существование магазинов не является обязательным условием оптово-розничной торговли, поскольку оказание разного рода услуг также может производиться в торговой точке, внешне сходной с магазинами оптово-розничной торговли (парикмахерские салоны, ателье по пошиву одежды и т.д.)».