Курсовая Франция первой половины XVIII века: стиль рококо



Содержание

Введение
I. Искусство Франции XVIII века: зарождения стиля рококо
II. Стиль рококо в различных видах искусства

2.1 Архитектура
2.2 Скульптура
2.3 Интерьер
2.4 Живопись

Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

XVIII век во Франции знаменуется очевидным обозначением процесса разложения французской абсолютной монархии.
Смерть в 1715 году «короля – солнца» была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготовили приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Новый век приносит и новый стиль в искусство. Во Франции появление стиля «рококо» ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715 – 1755 гг.), с которой он практически совпадает по временным рамкам. Данный период и будем считать хронологическим этапом и рамками, так как именно в эпоху царствования этого короля данный стиль зародился и получил свое развитие. Немалый вклад в развитие стиля рококо внесла и история. Ведь в это время многое меняется: король перестает быть главным заказчиком произведений искусства, а двор – единственным коллекционером.
Тема моей курсовой работы: «Франция первой половины XVIII века: стиль рококо». Она выбрана мною не случайно. Я считаю, что данная тема актуальна и интересна. Ведь, во – первых, знания в области искусства расширяют кругозор и формируют более позитивное мировоззрение. Помимо этого актуальность заключается в том, что данный стиль используется и сейчас в оформлении интерьера, в изготовлении мебели и т. д., о чем свидетельствуют многие статьи, которые были мною прочитаны. По этой причине мне кажется довольно – таки интересным изучение истории этого стиля, его особенностей.
Цели моей курсовой работы:
1. Изучение стиля рококо, его особенностей и отличий;
2. Анализ проблемы: «Является ли стиль рококо самостоятельным или это лишь заключительная фаза барокко?»
Для достижения поставленных целей я обозначила следующие задачи:
• Изучить соответствующую литературу по данной проблеме;
• Найти взаимосвязь между возникновением стиля рококо и историческим периодом его развития;
• Более глубоко и полно изучить живопись, архитектуру, интерьер, которые выполнялись в стиле рококо;
• Познакомиться с жизнью и творчеством художников, писавших в стиле рококо.
В процессе написания данной курсовой работы я ознакомилась и изучила различные источники по моей теме: это были книги по искусству, статьи, образцы предметов интерьера, картины, выполненные в стиле рококо (иллюстрации в книгах). Помимо печатных источников я также использовала средства Интернет, где мною была собрана более обширная информация об историческом периоде зарождения стиля.
В рассмотренных мною источниках присутствует несколько взглядов на эпоху Людовика XV, сам стиль рококо, его место в истории искусства Франции в целом.
Приведу несколько примеров, касающихся в целом моей работы.
Наиболее яркая эпоха, которая породила стиль рококо, описана в книге «Искусство Франции XVIII век», автором которой является Е. Кожина. Она описывает «переходный характер эпохи, который определил сложность французской художественной культуры XVIII века, тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявляющегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма».
Эта книга наиболее соответствует моему восприятию вопроса о стиле рококо и периоде его зарождения.
Не менее интересным источником является книга «Основы теории искусств» В. Я. Хорста, которая и заставила меня задуматься над вопросом самостоятельности стиля рококо и его равноправности с другими стилями.
Он пишет о том, что «взгляд на рококо как на заключительную фазу барокко не лишен оснований, так как XVIII век жил в долг по отношению к прошлому… Рококо как и барокко все еще принадлежит Миру Возрождения…». Такой точки зрения автор придерживается по отношению к рококо в различных видах искусства.
В «Большом энциклопедическом словаре изобразительного искусства» под редакцией Власова В.Г. была изложена похожая точка зрения по рассматриваемому мною стилю: «…показательно, что долгое время в "систему барочного стиля" включалось искусство Рококо первой половины XVIII столетия. Основанием этому служила историческая преемственность и последовательное развитие закономерностей формообразования… В каждой из европейских стран он приобретал особую национальную окраску»
Но есть и другой взгляд на данный вопрос. Его можно отметить словами Ильиной Т. В. в книге «История искусств». Она придерживается такой точки зрения: «…сцена рококо мала, она почти камерна…Рококо отличается большей легковесностью и нежностью, в нем равно присутствуют и игривая причуда и тоскующая ностальгия». Таким образом, данный автор становится в оппозицию предыдущим.
Иной взгляд я обнаружила в статье Н. Иконникова на одном из сайтов в Интернете «… рококо возник в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения рококо была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество - черты, свойственные рококо и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств». Таким образом, автор согласен с тем, что рококо – это самостоятельный стиль, но это лишь «элитный» стиль, который имел место преимущественно в аристократической богемной среде.
Взгляд «Большой Российской энциклопедии» на рококо схож со многими предыдущими авторами, которые стояли на позиции переходности стиля барокко в рококо: «…возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчёркнуто изящные, утончённо – усложнённые формы… но во всех странах, где стиль находил свое отражение, он часто выступал как местный вариант позднего барокко».
В целом, все изученные мною источники позволили сформировать более полную картину возникновения и сущности стиля рококо, а также его влияния на развитие других, более поздних стилей в искусстве не только во Франции, но и во всем мире.
Моя работа состоит из двух глав. Первая глава повествует об истории зарождения стиля рококо, об исторических предпосылках его зарождения, о той обстановке, которая царила во Франции в XVIII веке, кроме того она посвящена рассмотрению различных взглядов на стиль рококо. Также она поможет ответить на вопрос о самостоятельности изучаемого стиля.
Во второй главе была предпринята попытка раскрыть вопросы, касающиеся особенностей стиля рококо в различных видах искусствах: интерьере, живописи, скульптуре, архитектуре.
Таким образом, в данной курсовой работе я попыталась более широко показать стиль рококо, подчеркнуть его отличие от других стилей, его легкость, красоту и грациозность, но в то же время нежность и воздушность.