Курсовая работа Германия, от объединения до первой мировой войны: экономическое развитие




Введение
Бурное экономическое развитие Германии в рассматриваемый период явилось определяющим фактором для дальнейшего развития страны. Развитие особенностей германской экономики рассматриваются нами на основе анализа закономерностей развития монополистического капитализма в Германии на фоне общих тенденций исторической эволюции капитализма в этой стране. Характерные черты этой эволюции определены запоздалостью экономического развития Германии по сравнению с другими западноевропейскими странами.
Данная тема выбрана не случайно, т. к. она является научно актуальной и по сей день. Переосмысление тех экономических процессов, которые произошли в Германии с позиции современности является актуальным, поскольку это вносит вклад в развитие исторической науки, означает ее творческое развитие и обогащение. Корни современной действительности уходят в далекое прошлое. Изучение давно минувших событий также актуально, поскольку через них мы познаем и объясняем современность, прогнозируем будущее. Экономическое развитие Германии (как, впрочем, и любой другой страны) напрямую влияет на благосостояние населения и на стабильность в обществе, а, следовательно, к изучению экономики страны возникает не только узко научный, но и широкий общественный интерес. Изучая экономику Германии последней трети 19-начала 20-го веков, мы лучше понимаем современное развитие экономики Германии.
Целью данной работы является исследование экономического развития Германии в период 1871-1914 гг. Задачами для данного исследования являются: 1) Выявить и проанализировать общие закономерности развития промышленного производства, а также факторы, которые способствовали развитию промышленности. 2) Показать развитие отдельных отраслей промышленности, определить, какие отрасли промышленности имели решающее значение для страны, показать значение новых отраслей промышленности. 3) Проследить процесс концентрации производства и рабочей силы, а также формирование и развитие монополистического капитала. 4) Дать анализ развития сельского хозяйства, показать, какие новые процессы происходили в сельском хозяйстве. 5) Показать влияние юнкерско-буржуазной политики государства на экономику. Именно на эти задачи будет дан ответ в работе.


Глава 1. Общие закономерности развития промышленного производства.
1.1. Основные факторы развития.

На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Отмена в первой половине 19 века крепостного права в главных германских государствах открыла путь к капиталистическому развитию страны, однако предпосылки экономического подъема сложились начиная только с 70-х гг. 20 века. Естественен вопрос: каким образом Германия, столь поздно вступившая на капиталистическую арену, отягощенная столь большим грузом средневековых пережитков, смогла в такой короткий срок занять первое место среди передовых промышленных стран Европы? Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети 19 века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 гг. 1 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца при стечении 2000 офицеров, чиновников, и духовных лиц – германские короли, князья и военная элита провозгласили создание Германской империи, а короля Пруссии Вильгельма I – ее кайзером. 2 Политическое объединение Германии создало необходимое единообразие хозяйственных и правовых условий, дало мощный толчок инвестиционной деятельности.
Железнодорожное строительство.
В первую очередь этот толчок испытало железнодорожное строительство. Капитализм мог успешно развиваться лишь в условиях единого национального рынка, кровеносными сосудами которого стали железнодорожные и речные пути. Железнодорожное строительство явилось могущественным толчком для развития многих отраслей промышленности, а для некоторых и началом их становления. Строительство железных дорог требовало громадного количества продуктов тяжелой индустрии и машиностроения – каменного угля, рельсов, балок, паровозов, вагонов, труб, цемента, кирпича, нефти и т. п. Поэтому эти отрасли промышленности находили в железных дорогах основу для быстрого развития. Железные дороги являлись стимулом самых главных отраслей капиталистической промышленности, каменноугольной и железоделательной. Форсированное строительство железных дорог в Германии началось во второй половине 19 века. В 50-60-е годы были проложены основные железнодорожные ветки между Берлином – Потсдамом – Магдебургом – Галле – Лейпцигом – Дрезденом; Гамбургом – Килем – Шверином – Висмаром – Ростоком; Берлином – Штеттином – Кройцем – Бромбергом – Данцигом и Кенигсбергом; Килем – Ганновером – Геттингеном – Касселем – Марбургом – Франкфуртом на Майне – Вюрцбургом – Нюрнбергом – Мюнхеном; от Кельна железнодорожная магистраль шла на Францию, от Майнца через Страссбург до Парижа, от Берлина через Франкфурт-на-Одере – Бреслау до Кракова, из Берлина через Любек в Данию и т. д. Иными словами, к 1870 г. Германия железнодорожными путями была связана со всеми своими зарубежными соседними странами. Железнодорожная сеть Германии, уже довольно разветвленная к 1870 г., еще более увеличилась в последние годы. Об этом свидетельствуют следующие цифры:
Таблица 1. Длина железных дорог за период 1860 – 1913 гг.