Как показывает практика, наиболее заметных успехов удается достичь тем компаниям, которые сочетают организационные и ценностнообразующие механизмы управления КСО.

И действительно, излишнее внимание к разработке различных положений и политик, которые не будут поняты и разделены сотрудниками, может привести к тому, что все благие намерения останутся на бумаге. С другой стороны, отсутствие четкого официально утвержденного плана действий и разграничения обязанностей по его выполнению, скорее всего, станет причиной того, что работа будет постоянно пробуксовывать.

 

Таблица 3 – Механизмы управления КСО

 

 

2) История Корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом

2.1) Европейская модель корпоративной социальной ответственности

 

В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели КСО: скандинавская, южноевропейская, континентальная, или бисмарковская, и англосаксонская модель, или модель Бевериджа.

 

Таблица 4 - Основные модели КСО в странах Европейского союза

 

 

Эволюция КСО в Европе началась в 1800-е гг. и основана не на религии и благотворительности, а на бизнес-идеологии и вложении денег. Стало появляться осознание того, что существуют группы людей с другими интересами; все чаще в центр внимания попадает общественный интерес, который затрагивал не только доходы, но и жизненные интересы людей, и качество товаров. Социальная ответственность была включена в процесс индустриализации в Северной Европе с XIX в. Чтобы взять на работу и удержать своих сотрудников, владельцы фабрик организовывали и оплачивали их проживание, обучение, медицинскую помощь и религиозные обряды. С одной стороны, это мотивировалось собственными интересами, с другой – искренним желанием улучшить условия жизни людей. Профсоюзы, основанные в Финляндии в XX в., выдвигали различные требования, среди которых самыми важными были – 8-часовой рабочий день и улучшениеусловий труда в целом. Профсоюзы играли и продолжают играть важную роль в нордических обществах и являются основой для формирования так называемого общества согласия.

Несмотря на длительную традицию социальной ответственности в Финляндии, первая инициатива в современном контексте была зафиксирована Финской конфедерацией промышленности и предпринимателей и отражена в «Корпоративной социальной ответственности предпринимательства» (2001 г.), где заявляется «об ответственности за состояние окружающей среды и заботе о людях как обязательных требованиях для успешной деятельности компании и долгосрочного залога ее рентабельности».

Европейская модель КСО не является открытой, скорее наоборот: те виды деятельности компаний, которые традиционно рассматриваются в США как КСО (т.е. проводимые исключительно по инициативе бизнеса), в Европе, как правило, регулируются нормами, стандартами и законами государства.

В соответствии с моделью КСО, в рамках которой рассматриваются экономическая, юридическая, этическая ответственность компаний и их благотворительная деятельность, А. Крейн и Д. Маттен выделяют следующие отличия континентальной модели от американской:

- экономическая ответственность включает в себя такие аспекты, как прибыльность бизнеса и ответственность компании перед ее акционерами (типично американский подход). Европейцы в данную группу относят также ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;

- юридическая ответственность является основой для любой формы социальной ответственности в Европе. При этом бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения. Интересно, что в США подобная степень госрегулирования воспринимается как вмешательство в вопросы личной свободы;

- большинство социальных проблем европейские компании относят к сфере этической ответственности. Европейцы часто не доверяют частному сектору. Этим, по-видимому, и объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны европейской общественности;

- благотворительность в Европе менее популярна, чем в США. Основная причина – в уровне налогового бремени, который существенно превышает американский. В результате европейские компании участвуют в благотворительных акциях в основном через юридически закрепленные механизмы.

Ряд ученых для обозначения европейского варианта КСО используют специальный термин – «корпоративная способность к социальному реагированию».

Несмотря на то, что в Европе, как уже было описано выше, главенствующую роль в КСО играет государство, компании также вносят ощутимый вклад в развитие общества. Главной причиной этому является имидж и репутация компании, которая может пострадать от отсутствия социально ответственного поведения компании, в связи с чем может понизиться привлекательность компании для потребителей.

 

Таблица 5 - Программы КСО в европейских компаниях