• Вынужденный характер социальной ответственности бизнеса в России. Многими аналитиками, как уже отмечалось выше, высказывается мнение, что СО является ответом на запрос властей, некоторые из них пишут о» государственном рэкете», контрпродуктивности политики российских властей в отношении бизнеса. Немаловажными факторами, вынуждающими бизнес заниматься социальной деятельностью, специалисты считают ситуацию на рынке труда, дефицит профессиональных кадров, а также стремление избежать социальных потрясений. К этим выводам пришел пензенский социолог И. Юрасов, проводивший в своем регионе опрос по проблемам социальной ответственности бизнеса.

• Высокая вариативность форм социальной активности, сложившихся на отдельных предприятиях и в компаниях. Каждая российская компания, как отмечалось в ходе конференции, посвященной социальной ответственности бизнеса в России, ищет собственный баланс между экономической эффективностью и социальной необходимостью.

• Отсутствие прозрачных процедур выработки социальной политики, зависимость форм и методов социальной активности компаний отличных наклонностей и интересов руководителей и собственников.

• «Персонифицированность» СО логически вписывается в постприватизационнную ситуацию, когда роль руководителей предприятий в процессе принятия решений резко возросла .

• Высокая дифференциация социальных корпоративных льгот, которые, как правило, ориентированы на «рабочую аристократию» и высококвалифицированные кадры.

• Значимый разрыв, существующий между обществом и бизнесом в понимании приоритетов социальной ответственности.

Сравнительный анализ приоритетов социальной политики бизнеса, существующих в восприятии населения и представителей крупного бизнеса, свидетельствует о том, что между ними существуют значимые расхождения.

Предприниматели в качестве первоочередных социальных направлений деятельности своих компаний выделяют следующие: создание центров переквалификации и переобучения рабочих (43,6% опрошенных); выплата премий, стипендий талантливым студентам, ученым, деятелям искусства, спортсменам (52,7%); предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий (45,5%). В свою очередь рядовые россияне в качестве направлений социальной деятельности бизнеса хотели бы видеть: развитие материальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта; денежную и материальную помощь представителям наиболее уязвимых социальных групп -малоимущим, беженцам, переселенцам, беспризорным детям, инвалидам; решение социальных проблем регионов. «Население, - делают вывод авторы исследования, - в основном голосует за широкое участие бизнеса в социальных и инфраструктурных программах, а сами предприниматели склонны полагать, что российское общество трактует социальную ответственность бизнеса в духе совершенствования внутрикорпоративных отношений и меценатства в отношении отдельных талантливых представителей творческих профессий».

Практически все “участники дискуссии” о путях развития социальной ответственности бизнеса считают, что будущее социальной активности корпораций в России остается неопределенным. Отвечая на вопрос, что нужно для того, чтобы социальные практики получили развитие в российском бизнесе, аналитики и представители делового сообщества выделяют следующие основные направления:

• проведение государством политики, которая была бы направлена на утверждение прав частной собственности и стимулировала бы социальную ответственность;

• обеспечение прозрачных законодательных рамок для ведения социальной деятельности; формирование государственных приоритетов, в которых КСО находила бы поддержку.

В целом с этим мнением согласна и значительная часть россиян, убежденных в том, что социальная ответственность бизнеса может стать реальностью лишь в том случае, если власть создаст для бизнеса нормальные условия существования и развития (29,6% опрошенных).

В развитых странах понятие социальной ответственности бизнеса давно и прочно вошло в научный и общественно-политический оборот. Ситуация в России принципиально иная. До сих пор в российском обществе, несмотря на имеющиеся в его распоряжении ресурсы, бизнес остается «великим немым». Его социальная деятельность только начинает становиться объектом серьезного научного анализа. Первые шаги в плане осмысления СОв России уже сделаны. Однако следует признать, что имеющиеся исследования обладают рядом функциональных ограничений.

Во-первых, объектом изучения чаще всего становятся крупнейшие российские компании, руководство которых заинтересовано в распространении информации о «социальных направлениях» своей деятельности.

Во-вторых, практически ничего не известно о социальной ответственности среднего и малого российского бизнеса.

В-третьих, явно не достает эмпирических исследований корпоративной социальной политики, которые позволили бы с большей определенностью судить о социальном направлении деятельности российских компаний. Ситуация осложняется еще и тем, что социальная деятельность бизнеса рассматривается большинством авторов через призму интересов и политики российского государства. Этот подход, даже если и отражает реалии жизни, ограничивает круг исследуемых проблем, нередко сводя корпоративную социальную активность к взаимодействию лишь по линии «бизнес — власть».