Курсовая работа Изучение молодежи как особой социально - демографической группы в рамках разных наук




Введение
Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения самосознания, самооценки молодежи. Данная проблема обширна и требует отдельного изучения в рамках различных наук. В работе применяются методы исследования данной проблемы, такие как изучение литературы по данной проблеме, а также наблюдение.
Каждый знает, что юность - определённый этап созревания и, развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода?
В социологической литературе возрастная периодизация основывается главным образом на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причём акцент делается скорее на свойствах юношества как социально - демографической группы. Социологов интересует не только грань между отрочеством и юностью, сколько рубежи, и критерии перехода к взрослости. Возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития, но и определенный социальный статуе, специфическое для данного возрастного слоя общественное положение и деятельность.
В древних обществах переход из одной возрастной ступени в другую оформлялся с помощью специальных обрядов, изучение которых приоткрывает тайну того, как именно членился жизненный путь, и какое значение приписывалось каждому его этапу. Переход от детства к взрослости сопровождался во многих обществах особыми таинствами посвящения, благодаря которым индивид не просто приобретал новый социальный статуе, но как бы рождался заново, получая новое имя.
Образы юности в разных обществах существенно отличаются. Античные и средневековые авторы обычно ассоциируют юность с расцветом физической силы и воинской доблести, но одновременно с необузданностью и интеллектуальной незрелостью. В тех условиях молодой человек имел мало возможностей для самоопределения, от него требовали, прежде всего, послушания и почтительности к старшим.
В новое время особенно со второй половины 18 века, положение изменилось.
Ускорение темпа общественного развития, ослабление влияния родительской семьи, расширение диапазона индивидуального выбора профессии, стиля жизни, способствовали появлению нового образа юности, подчеркивающего в первую очередь момент сознательного самоопределения.
Научно-техническая революция усложняет процесс формирования личности и передачи новым поколениям накопленного человечеством опыта. На индивидуально-личностном уровне это означает, усложнение критериев социальной зрелости и наличие определённых диспропорций между физическим и социальным созреванием.
Новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.
В обществе патриархально - феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был заранее предопределён наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятие своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Вырваться из этой социальной скованности и даже осознать её как таковую мог только человек выдающийся.
В Новое время возможности индивидуального выбора профессии, жены, образа жизни значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций.
Но оборотная сторона этого прогресса - усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выяснится, подходит она человеку или нет.
Рост социальной автономии молодёжи от старших и индивидуального самоопределения, в противоположность пассивному приспособлению к существующим условиям, породил в середине 16 века новый нормативный канон юности, представление о юности как об эпохе «второго рождения», "бури и натиска", воплощения "чистой субъективности".
"Классический" юноша, которого описали и возвели в норматив психологии 19 века, был, как правило, выходцем из дворянской или буржуазной среды, учеником гимназии, студентом университета, начинающим интеллектуалом. Однако, вскоре выявилось, что этот тип юноши, вовсе не является единственным и статистически преобладающим.