Курсовая Общественное участие в принятии экологически значимых решений

Содержание


Введение
Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ
1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ
1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ
1.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

Глава II. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Основные принципы проведения ОВОС
Участники и исполнители ОВОС
2.2. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ
3.1. Общие подходы к организации процедуры общественного участия
3.2. Порядок организации процедуры общественного участия
3.3. Содержание процедуры общественного участия

Заключение
Список используемой литературы
Введение

Истощение природных ресурсов и ухудшение состояния природной среды – неизбежные спутники экономического роста. Последнее десятилетие XX века убедительно показало, что это положение не являются универсальным и вечным, оно нуждается в серьезном переосмыслении. Современный этап мирового развития характеризуется озабоченностью и осознанием необходимости изменения двух взаимосвязанных важнейших, на мой взгляд, систем, во многом определяющих развитие человечества: а) системы ценностей и целей развития; и б) системы принятия решений.
Необходимость изменения первой системы нашла свое отражение в основных идеях Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (UNCED-92), развивших положения Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию о необходимости новых подходов к проблемам окружающей среды и развития. Эти идеи подтолкнули новый международный процесс изменений в системе принятия решений в области взаимодействия человека со средой обитания. Их суть заключается главным образом в понимании необходимости проведения всесторонней оценки возможных последствий для человека и среды обитания различных вариантов достижения намечаемой цели. При этом следует учитывать, что: а) оценка последствий должна проводиться до принятия решения о начале деятельности; и б) в процессе принятия решений с самого его начала должны участвовать не только профессионалы и люди, принимающие решения, но и общественность – то есть те, на кого могут повлиять последствия принимаемых решений.
В материалах Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), посвященных участию общественности в процессе принятия экологически значимых решений, отмечается, что главная здесь проблема – отсутствие методов достижения согласия между инициаторами деятельности, природоохранными органами и общественностью, механизма информационной поддержки разработанных с участием общественности мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на социально-экологическую обстановку.
Сегодня Россия следует принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики. Частью этих принципов является требование общественного участия, которое включено в процесс подготовки решений по инвестиционным проектам. Поэтому, несомненно, общественность будет играть гораздо более существенную роль в российской системе принятия экологически значимых решений. Это стало еще более очевидным после принятия в Орхусе Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды.
Природоохранительное законодательство направлено на обеспечение: приоритета охраны жизни и здоровья человека; благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, реально гарантирующих права человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.
Отсюда, изучение механизмов формирования общественного мнения по проблемам экологии, объективная оценка его текущего состояния, научно-обоснованное и социально ответственное управление им превращаются в исключительно актуальную задачу большого общегосударственного значения.