Акцизы

Перечень подакцизной продукции в России достаточно широк и включает в себя спиртосодержащую и алкогольную продукцию, табак, автомобили и нефтепродукты. Ставки акцизов правительство устанавливает ежегодно, индексируя их на темпы роста потребительских цен. Некоторые виды акцизов - на алкоголь и табак - индексируются опережающими темпами, при этом стоит отметить, что абсолютный уровень этих ставок все еще существенно ниже, чем в странах Западной Европы и Турции.

Решение о поднятии ставок акцизов принимается федеральным правительством и объявляется заранее на весь период бюджетного планирования (три года), что позволяет предпринимателям лучше ориентироваться в меняющейся бизнес среде.

 

3) Повышение эффективности деятельности предприятий торговли на потребительском рынке

 

В сегодняшних условиях потребительского рынка в России и значительного роста влияния услуг в экономике сфера торговли призвана сыграть ключевую роль в осуществлении экономических и социальных задач. В этой ситуации сфере торговли присущ интенсивный рост развития, а также повышение требовательности со стороны покупателей к качеству обслуживания, ассортименту товаров и услуг и т. д.

Повышение эффективности деятельности предприятий торговли на потребительском рынке, характеризующемся нестабильностью внешней и внутренней среды и обострившейся конкуренцией, является актуальной проблемой. Развитие рыночных отношений усложнило выбор наиболее оптимального направления развития любого предприятия (в том числе торгового предприятия). В этих условиях предприятию все труднее ориентироваться в рыночной экономике. Это приводит не просто к возрастанию роли управления, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления и как следствие – повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

В настоящий момент деятельность любого торгового предприятия направлена, прежде всего, на максимизацию прибыли и своей стоимости, завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается, помимо всего прочего, эффективной организацией системы внутреннего контроля, ориентирующейся на обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке, на своевременную адаптацию предприятия к динамичной внешней и внутренней среде.

Основными проблемами управления торговыми организациями является усложнение управления бизнес-процессами вследствие роста организаций и выхода на региональные рынки, а также возрастание конкуренции как между отечественными фирмами, так и между отечественными и зарубежными.

Первостепенной целью в торговле является организация благоприятных условий для эффективной работы торговых предприятий. Достижение этой цели предполагает улучшение законодательной, налоговой, финансовой среды, в которой работают торговые предприятия, а также кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночной экономики.

Необходимо отметить, что коммерческая деятельность предприятий торговли имеет ряд характерных признаков3:

– спрос на товары и услуги торговых организаций с учетом сферы деятельности зависит от времени года, дней недели, а также часов суток;

– ассортимент товаров и услуг в большей степени определяется характером спроса и особенностями обслуживаемой категории клиентов, их покупательной способности, условий труда и быта, национального, профессионального, возрастного состава;

– в процессе реализации товаров и услуг торговые предприятия достаточно самостоятельны и независимы в организационном и торгово–технологическом плане, каждое имеет свои расходы и доходы, которые нужно сравнивать и учитывать;

– торговые предприятия относительно невелики по размеру и предельно приближены к потребителям, что дает им возможность быстро реагировать на изменения ситуации на рынке;

– помимо реализации товаров и услуг торговые предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью сохранения старых и привлечения новых покупателей.

Большинство торговых предприятий, осуществляющих свою деятельность в современных условиях рыночной экономики, находятся в непростой хозяйственной ситуации, которая определяется рядом противоречивых признаков. Основным таким признаком является постоянно растущее воздействие внешнего окружения, которое выражается в ужесточении предъявляемых требований к управлению деятельностью торгового предприятия. Среди этих требований можно отметить такие, как:

– повышение эффективности принимаемых управленческих решений;

– разработка и внедрение новых методов управления, а также товаров и услуг;

– необходимость направленности на спрос.

Также следует выделить такую немаловажную особенность большинства отечественных организаций, как явно выраженное техническое отставание от уровня зарубежных предприятий.