На развитие спроса оказывают воздействие различные факторы, влияние которых должно учитываться торговыми предприятиями.

Цена товара — это денежное выражение его стоимости. Спрос и предложение в рыночных условиях уравновешиваются ценой.

Соотношение спроса, предложения, цены в каждый конкретный момент времени называется конъюнктурой рынка. Последняя — это признак, характеризующий состояние рынка в каждый конкретный момент времени.

Составной частью конъюнктуры рынка является конъюнктура торговли, которая отражает состояние торговли в определенный момент времени.

Конъюнктура определяет еще одну характеристику рынка — его емкость, которая представляет собой максимально возможный объем реализации товаров при сложившейся конъюнктуре.

При изменении хотя бы одного элемента конъюнктуры емкость рынка также изменится. Количественно емкость может определяться как для товарных, так и для региональных рынков.

Названные элементы и характеристики рынка начинают наиболее эффективно взаимодействовать при наличии конкуренции, т.е. соперничества субъектов рынка за максимизацию объемов получаемой прибыли.

Организатором и регулятором потребительского рынка является торговля, выполняющая функции по доведению товаров от поставщика (производителя) до потребителя (покупателя). Благодаря торговле продажа товаров становится самостоятельным видом хозяйственной деятельности. А главными субъектами внутреннего рынка товаров народного потребления являются предприятия торговли. По количеству реально действующих предприятий торговля занимает лидирующее положение в экономике. Так, темп прироста количества предприятий, работающих в торговле и внедомашнем питании, значительно превышает в настоящее время аналогичный показатель как по экономике в целом, так и по отдельным ее отраслям. Кроме того, только в торговых предприятиях наблюдается стабильный рост численности работников.

Все это привело к тому, что в последние годы значительно возрос вклад отдельных торговых предприятий и отрасли в целом в формирование национального дохода. Торговые предприятия дают в бюджеты всех уровней от 15 до 25 % налоговых поступлений.

Можно сделать вывод, что в целом торговля достаточно динамично развивается, а основой для этого служит формирование и совершенствование рыночных отношений. Экономическая эффективность торговли определяется результатами деятельности отдельных торговых предприятий.

С точки зрения торгового предприятия рынок представляет собой главным образом внешнюю экономическую среду, внешнее окружение.

Внешняя среда — это условия, факторы и явления, оказывающие воздействие на предприятия торговли (экономические, социальные, правовые и т.д.), но находящиеся за их пределами.

Факторы внешней среды могут создавать торговому предприятию как много возможностей для эффективного функционирования, так и много проблем в развитии. А это означает, что торговые предприятия, строя свою хозяйственную деятельность на рыночных принципах, обязаны учитывать особенности, присущие рыночным отношениям. Так, если функционирование торговых предприятий в значительной мере определяется сложившейся конъюнктурой и зависит от емкости рынка, то они должны добиваться соответствия условиям внешней среды, в частности конъюнктуре, и следить за происходящими изменениями емкости рынка.

Вместе с тем достижение торговым предприятием поставленных целей, выполнение задач, его финансовое состояние и платежеспособность во многом определяются состоянием внутренней среды. Под внутренней средой обычно понимают процессы и явления, имеющие место в рамках предприятия и постоянно оказывающие влияние на его функционирование (укомплектованность штатов и производительность труда, фондооснащенность и эффективность использования материально-технической базы, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность и т.д.). Внутренняя среда во многом определяет потенциал торгового предприятия, тогда как внешняя — возможности реализации этого потенциала2.

 

1.2) Классификация торговых предприятий

 

Все торговые предприятия могут быть классифицированы по ряду признаков. Такая классификация позволяет определить место, цели, задачи каждого предприятия в общей системе торговой отрасли; дает возможность сгруппировать их по определенным отличительным критериям; позволяет судить о масштабах, направленности, различных характеристиках деятельности конкретных предприятий торговли; анализировать, оценивать, сравнивать результаты их деятельности.

Основные классификационные признаки торговых предприятий (рис. 1):

форма собственности;

вид деятельности;

численность занятых работников;

специализация;

организационно-правовая форма.

 

Рисунок 1 - Классификация торговых предприятий

 

По формам собственности (принадлежности капитала). Выделяют государственные и(или) муниципальные, частные и совместные торговые предприятия.