- в-четвертых, управление и организация товародвижения в рамках крупных регионов, включая формирование и использование товарных запасов, доступно только системе оптовых предприятий. (Промышленность не в состоянии этим заниматься опять-таки в силу специализации; розничные торговые предприятия — из-за ограниченности масштабов торговой деятельности и материально-технической базы.)

По характеру деятельности оптовые торговые предприятия подразделяются следующим образом:

- оптовые предприятия по торговле товарами народного потребления;

- оптовые предприятия по продаже материально-технических ресурсов и средств производства;

- предприятия биржевой торговли.

Выполняя свою роль, оптовые торговые предприятия решают на рынке следующие задачи:

- изучают и прогнозируют спрос, определяют емкость товарных рынков;

- разрабатывают заказы промышленным предприятиям, организуют и проводят оптовые ярмарки и договорные кампании, контролируют ход поставки товаров, сроки, объемы, ассортимент и качество товаров;

- формируют схемы товародвижения и устанавливают число складских звеньев товародвижения;

- занимаются хранением текущих и сезонных товарных запасов на своих складах;

- комплектуют торговый ассортимент путем подсортировки;

- фасуют и пакуют некоторые виды товаров;

- доставляют подсортированные партии товаров в розничную сеть;

- проводят рекламные мероприятия вместе с промышленностью и розничной торговлей;

- снабжают внерыночных потребителей и ведут поставку на экспорт.

Выполнение названных задач предопределяет следующие особенности экономического механизма функционирования оптовых торговых предприятий:

- более низкая норма прибыли, чем, например, для розничных предприятий торговли, компенсируемая более высокими объемами товарооборота и соответственно большей массой прибыли;

- более низкий процент торговой надбавки по сравнению с другими предприятиями торговли. Кроме того, оптовые торговые предприятия чаще прочих получают торговые скидки у поставщиков и производителей;

- более низкий уровень издержек обращения по сравнению с розничными торговыми предприятиями. Соответственно отличается и структура издержек обращения.

В последнее время роль оптовых торговых предприятий значительно трансформируется. Это связано с появлением и развитием сетевых торговых структур. Желание повысить ритмичность товароснабжения собственной розничной сети, нивелировать риски срыва поставок товаров от поставщиков, рационализировать использование транспорта заставляет торговые сети создавать оптовые торговые подразделения в рамках своей структуры. Де-юре это могут быть самостоятельные предприятия, но де-факто это одно из подразделений торговой сети.

Розничная торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Соответственно, главной целью розничных торговых предприятий является реализация товаров, обслуживание непосредственно конечных потребителей. Организация продажи товаров населению в розничной торговле может осуществляться через сеть магазинов, которые классифицируются и по такому признаку, как формы обслуживания. Здесь выделяют предприятия с традиционной формой обслуживания (через прилавок), с самообслуживанием, торговлей с открытой выкладкой, по образцам и т.д. Каждой форме обслуживания, применяемой в розничных торговых предприятиях, соответствуют свои экономические особенности, касающиеся структуры расходов и доходов, товарооборота конкретного предприятия, состава основных фондов, оборотных средств и т.д.

 

2) Финансы торговых организаций

2.1) Оборотные средства торгового предприятия

 

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных фондов и фондов обращения, обеспечивающий непрерывный кругооборот денежных средств.

Активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт (товар), принимают однократное участие в торгово-технологическом процессе, изменяя при этом натурально-вещественную форму, называются оборотными фондами.

Фонды обращения – это активы предприятия, связанные с обслуживанием процесса обращения товаров.       Они не участвуют в образовании стоимости, а являются её носителями.

Оборотные средства (ОС) относится к текущим активам организации, обеспечивающим непрерывность торгового процесса. Состав оборотных фондов и фондов обращения торгового предприятия отражён на рис. 3.4.

Для оценки состава и изменения оборотных активов их группируют по различным признакам. Классификация оборотных средств коммерческого предприятия: