2.2) Издержки предприятий торговли

 

Доведение товаров от производства до потребителей связано с за­тратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Денежное выражение таких затрат называют издержками обращения.

По своему содержанию издержки обращения – текущие затраты. Они полностью расходуются в течение года и требуют ежегодного авансирования.

Не все расходы торгового предприятия включаются в издержки обращения. Так, штрафы, пени за несвоевременное перечисление на­логов в бюджет, расходы сверх установленных норм относятся на фи­нансовые результаты и оплачиваются предприятием из чистой при­были.

Затраты торгового предприятия, отнесенные на издержки обра­щения и не учитываемые в их составе, в совокупности образуют эко­номические издержки, то есть характеризуют суммарную величину затрат.

Главное отличие издержек обращения от себестоимости в сле­дующем: в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произве­денные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потре­бителей.

Все затраты, учитываемые в составе издержек обращения и относимые на финансовые результаты предприятия, полностью отража­ются в бухгалтерском учете. В экономической теории они называются явными издержками, поскольку принимают форму денежных плате­жей. Наряду с явными (бухгалтерскими) издержками могут быть и неявные издержки или издержки упущенных возможностей (недопо­лученная прибыль).

Карл Маркс раскрыл экономическую природу издержек обраще­ния и доказал их неоднородность. Основу деления издержек обраще­ния на дополнительные и чистые составляет характер общественного труда в сфере обращения, его участие в создании стоимости и приба­вочной стоимости.

Дополнительные издержки обращения обусловлены продолже­нием процесса производства в сфере обращения. К ним относятся: расходы на транспортировку, фасовку, упаковку, доработку, подсор-тировку, хранение товаров. За счет таких расходов сохраняется по­требительная стоимость товаров. Труд работников торговли, занятых процессами производственного характера, – производительный. К по­добным издержкам относятся только рациональные затраты, так как стоимость определяется общественно необходимыми затратами.

Чистые издержки обращения связаны с процессом купли-продажи. В отличие от дополнительных они не увеличивают стои­мость товара и возмещаются за счет чистого дохода, создаваемого в сфере производства и в процессе продолжения производства в сфере обращения.

Соотношение между двумя видами издержек меняется. Чистые издержки растут под влиянием следующих факторов: снижение до­полнительных расходов за счет перемещения некоторых произ­водственных функций из сферы обращения в сферу материального производства и увеличение доли издержек обращения, связанных с повышением качества торгового обслуживания.

Задачи по повышению эффективности работы, сокращению из­держек и увеличению прибыли необходимо решать каждой торговой фирме.

Режим бережливой экономики – система мер, направленных на сбережение и рациональное использование всех имеющихся ресурсов. Такой режим хозяйствования обусловлен прежде всего ограниченно­стью ресурсов и связанным с ней ростом цен на ресурсы.

В соответствии с концепцией бережливой экономики всю деятель­ность предприятия можно разделить на операции и процессы, добав­ляющие и не добавляющие ценность товара. Следовательно, все, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливой экономики классифицируется как потери и должно быть устранено.

Каждый производственный процесс должен базироваться на стан­дартах качества. Связь между ними и бережливой экономикой опреде­ляется как дополнение друг друга, дающее синергический эффект.

В торговле направления бережливой экономики следующие.

– Рациональное использование трудовых ресурсов, которое пред­полагает расширение современных форм продажи, совмещение про­фессий, механизацию трудоемких процессов, совершенствование ме­неджмента и т. д.

– Уменьшение времени обращения товаров за счет совершен­ствования системы товародвижения и сокращения его звенности, развития прямых хозяйственных связей и внедрения современных форм продажи товаров, введения и усиления материальной ответ­ственности руководства за рациональное использование оборотных средств.

– Лучшее использование торгово-технологического оборудова­ния с точки зрения экономии топливно-энергетических ресурсов: уси­ление контроля над работой осветительных приборов, использование дешевых источников освещения и т. д.

Инструменты бережливой экономики:

– описание потока создания ценностей;

– закупки «точно в срок»;

– стандартизация всех процессов деятельности торговых пред­приятий;

– контрольные карты;

– диаграммы Паретто;

– методики анализа и принятия управленческих решений;

– учет затрат по центрам ответственности;

– оптимизация бизнес-процессов.