2.3) Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Прибыль в торговле – один из основных показателей эффектив­ности. Торговая прибыль – часть стоимости прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства и – частично – собственно в торговле.

Прибыль как финансовый результат торговли представляет со­бой разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – разность между валовым доходом и из­держками обращения. Экономическая прибыль – разность между бух­галтерской прибылью и неявными (альтернативными) издержками обращения.

Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину за­трат, не учитываемых в составе издержек обращения.

Цель торгового предприятия – получить максимальную экономи­ческую прибыль. Последняя отражает предпринимательский доход, который характеризует окупаемость расходов торгового предприятия и способность к самофинансированию.

Прибыль как экономический показатель измеряют суммой и уровнем.

Сумма прибыли характеризует достигнутый предприятием эффект (финансовый результат). Финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникающий из-за высоких затрат или низких доходов от реализации товаров. Отно­сительный показатель прибыли (ее уровень) отражает рентабель­ность работы.

Прибыль в торговле выполняет следующие основные функции:

– инструмент оценки работы предприятия;

– источник материального поощрения работников;

– источник вознаграждения для владельцев акций и паев в устав­ном капитале;

– источник самофинансирования развития;

– источник пополнения государственного бюджета.

Показатели рентабельности важны для сравнения результатов работы и конкурентоспособности предприятий. При расчете рента­бельности используют разные показатели прибыли, позволяющие вы­явить не только общую экономическую эффективность работы пред­приятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

К таким показателям относятся:

- рентабельность основных фондов (прибыль на 1 м2 торговой площади);

- рентабельность капитала (прибыль на 1000 р. капитала);

- рентабельность издержек обращения (прибыль на 1000 р. издер­жек обращения);

- рентабельность товарооборота (отношение прибыли к товарообороту).

Экономическую рентабельность (прибыльность) торгового пред­приятия вычисляют по формуле:

Ро = П / Т х 100 %,

где:

Ро – общая экономическая рентабельность хозяйственной дея­тельности предприятия;

П – сумма прибыли (валовая или чистая);

Т – объем товарооборота (без НДС).

Данная формула расчета применима и для определения прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота следует заменить на показатель капита­ла. После преобразования формулы получим два показателя: рента­бельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:

Ро = Рт х Ок,

где:

Рт – рентабельность товарооборота (продаж);

Ок – оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).

Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависи­мость между прибылью и товарооборотом и показывает прибыль с единицы продаж. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате торгового пред­приятия.

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) важен для акционеров торгового предприятия. Он позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить пе­риод, в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие (1/Рк).

Рентабельность основных фондов торгового предприятия опре­деляется как отношение суммы прибыли (валовой, чистой) к средней стоимости основных средств, умноженное на 100 %:

Роф = П : ОФ х 100%,

где:

Роф – рентабельность основных фондов, %;

П – сумма прибыли (валовой или чистой);

ОФ – средняя стоимость основных средств (фондов).

Если торговое предприятие работает в арендуемых помещениях или сдает в аренду отдельные объекты основных фондов, то в среднюю стоимость основных фондов целесообразно включить сумму сданных и полученных в аренду основных средств.

Рентабельность издержек обращения показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек непосредствен­но влияет на уменьшение или рост прибыли.

Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли к числен­ности торговых работников, показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Она характеризует эффективность персонала. Чем меньше численность последнего, тем больше прибыли приходится на одного работника.