Курсовая работа Саморегулирование рыночного механизма


Содержание

Введение.

I. Рыночный механизм и его элементы.
- Понятие рынка
- Исторический процесс возникновения рыночного механизма
- Условия и причины возникновения рынка
- Функции рынка
- Виды рынков и их структура
- Субъекты и объекты рынка
- Элементы рыночного механизма и их взаимосвязь
- Понятие саморегулирования рыночного механизма

II. Оценка рыночного механизма: «за» и «против»
-Позитивные стороны рыночного механизма
-Негативные стороны рыночного механизма

III. Особенности рыночного механизма в Беларуси
- Данные социологического опроса «Какая экономика нам нужна
- Анализ рыночного механизма РБ на примере отрасли производства детского питания (ОАО «Беллакт»).

Заключение.

Литература.






Введение.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Беларусь вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике.
Переход Беларуси от закрытой системы экономики к рыночной экономике и обуславливает актуальность выбранной мною темы. Цель написания работы — это подробное изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, дать оценку рыночного механизма в РБ, сделать выводы о влиянии государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о рыночном механизме и его функционирование уже давно интересует многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики.
Данная курсовая работа представляет собой обобщение нескольких вопросов, связанных с появлением рыночного механизма в Беларуси, в работе рассматривается ряд актуальных вопросов таких, рыночный механизм и его элементы, позитивные и негативные стороны рыночного механизма, особенности рыночного механизма в РБ.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.


I. Рыночный механизм и его элементы

Понятие рынка.

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм — это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.
В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т. к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как А. Маршалл, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.
Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок — это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т. е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.
Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
* рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;
* рынок — это система отношений между спросом и предложением;
* рынок — это совокупность отношений товарного обмена;
* рынок — это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.
Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:
Рынок — это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. [1]
Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.