Исследование трудовых коллективов
Определение минимально допустимого объема выборки
Выборка помогает определить обоснованность и достоверность, а также объем и план всей исследовательской работы, ее стоимость, состав привлекаемых средств и сил.
Согласно теории статистики минимальный объем выборки зависти от заданной погрешности, допустимой при проведении исследования и определяется по формуле:
n = 0,25 * ( t2 / ?2 ) (2.1.)
Где n – объем выборки (количество опрашиваемых респондентов);
? - заданная точность опроса (максимально допустимая ошибка выборочных данных);
t- число, определяющее величину вероятности Р, с которой результаты выборочного исследования могут быть перенесены на всю генеральную совокупность.
0,25 – коэффициент, представляющий собой оценку максимального значения дисперсии ответов респондентов, характеризующий меру разнообразия их мнений по изучаемым вопросам (для доли или процента относительно некоторого числа опрошенных).
Согласно заданному варианту примерное число респондентов составит 100 чел. Тогда заданная точность опроса (?) будет равна 10%.
Также при заданной величине t (t =3), вероятность достоверности результатов выборочного исследования Р будет равна 0,997.
Определим минимальный объем выборки с учетом погрешности результатов при проведении исследования:
n = 0,25* (32 / 0,12 ) = 225 чел.
Таким образом, объем выборки говорит о возможной достоверности данных, которые могут быть получены при таком количестве опрошенных людей. Экономическая целесообразность опроса в таком масштабе может быть оценена только с учетом соизмерения затрат и того эффекта, который будет достигнут благодаря полученным результатам исследования.

2.2. Разработка анкеты

Анкету необходимо разработать по теме: «Адаптационные склонности коллектива».
Адаптация (приспособление) – это изменение психики личности под влиянием новых факторов окружающей среды и условий деятельности.
Задача анкетного опроса – выявить факторы, влияющие на процесс адаптации нового члена коллектива, определить уровень адаптации каждого члена коллектива к новым условиям.Вопросы в анкете должны содержать информацию о восприятии респондентом окружающей его среды, а также о личностных особенностях опрашиваемого (табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Анкета
Здравствуй, дорогой студент!
Мы рады поздравить тебя с вступлением в новую и интересную студенческую жизнь. Мы готовы помочь тебе приспособиться к новому окружению, а значит, добиться больших успехов. Для этого просим ответить на нижеследующие вопросы.
С уважением, администрация ДВГУПС.
Исследование малых групп
Поскольку в малой группе всякое поведение преломляется через межличностные отношения, обобщенным показателем служит ее структура и величина симпатий и антипатий ее членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами.
Существуют следующие требования к проведению социометрического опроса:
1. Социометрическйй опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев.
2. Размер исследуемой группы не должен превышать .12-15 человек.
3. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно понимаемым всеми членами группы.
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
Процедура ооциометрического опроса состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный, на котором определяется проблема, формулируются цели, задачи исследования, определяется объект, изучаются его социально-демографические характеристики.
2. Социометрическая разминка - установление прямого контакта с членами группы, определение содержания социометрического критерия.
3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор.
4. Обработка и анализ полученной информации.
Социометрический тест является разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический критерий.
Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:
- выбор, - выраженное желание сотрудничать с другими (+);
отклонение - отрицательный выбор - выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими (-);
опускание - оставление одним индивидом другого без внимания (*).
Социометрический критерий - это вопрос, основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.