3)Индекс объема взаимодействия
Vi =1/2 * (Sj + Ei) (3.4.)
Sj –индекс социального статуса;
V1 =1/2 * (0,27+0,45)=0,36
V2 =1/2*(0,45+0,82) =0,64
V3 = ?*(0,64+0,82) =0,73
V4 =1/2 *(0,27+0,9) =0,59
V5 =1/2*(0,55+0,36) =0,46
V6 =1/2*(0,27+0,36) =0,32
V7 =1/2*(0,18+0,64) =0,41
V8 =1/2*(0,27+0,82) =0,55
V9 =1/2*(0,64+0,73) =0,69
V10 =1/2*(-0,27+0,73) =0,23
V11 =1/2*(-0,09+0,36) =0,135
V12 =1/2*(0,73+0,55) =0,64
Таким образом, респондент №3 является наиболее вовлеченным в межличностные отношения членом группы. Респондент №11 –наиболее «оторванным» от коллектива.
4)Индекс степени взаимности выборов i –го члена группы
Wi (+) (-) =Ai (+)(-) / xi (3.5.)
Где Ai –число взаимных выборов i –го члена группы (отдельно положительных, отрицательных, суммарных);
Xi –число выборов, сделанных i –ым членом группы (отдельно положительных, отрицательных, суммарных).
Таблица 3.3.
Таким образом, более высокая взаимность положительных выборов имеется у респондентов №1,2,6,7,8,9,9,12.
Высокая степень взаимности отрицательных выборов – у респондентов № 4,10,11.
Преобладание отрицательных выборов –у респондентов №7 и 10.
Рассчитаем групповые индексы:
1)Индекс сплоченности и разобщенности группы (см. выше)
Индекс сплоченности группы без учета ослабляющих членов коллектива равен 0,481; Общий индекс сплоченности –0,14.
2)Плотность социальных связей
P = 2* An (+) + An (-) / N* (N-1) (3.6.)
Р =9+0 / 132 =0,068
Показатель близок к единице, т.е. социальные связи можно назвать плотными.
3)Индекс экспансивности группы
Е = n / (N-1)2 (3.7.)
Где n – число всех сделанных в группе выборов
Е = 43 / 121 = 0,36
Таким образом, экспансивность группы в целом невысока, за счет отсутствия проявления эмоций отдельных членов группы по отношению друг к другу.
В заключение отметим основные выводы, полученные при расчете социометрических индексов.
Наиболее высокий статус имеют (являются «лидерами») респонденты № 3,4,8. Респондент № 11 –изолирован от коллектива, поскольку никак не воспринимается группой.
Самые эмоциональные члены группы – 4, и 2,3,8 респонденты.
Респондент №3 является наиболее вовлеченным в межличностные отношения членом группы. Респондент №11 –наиболее «оторванным» от коллектива.
Более высокая взаимность положительных выборов имеется у респондентов №1,2,6,7,8,9,9,12.
Высокая степень взаимности отрицательных выборов – у респондентов № 4,10,11.
Преобладание отрицательных выборов –у респондентов №7 и 10.
Индекс сплоченности группы без учета ослабляющих членов коллектива равен 0,481; Общий индекс сплоченности –0,14.
Социальные связи в коллективе можно назвать плотными.
Экспансивность (эмоциональность) группы в целом невысока, за счет отсутствия проявления эмоций отдельных членов группы по отношению друг к другу.

Заключение
Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.
В настоящее время психологи рассматривают следующие уровни групповой структуры (уровни развития коллектива):
Степень развития группы в процессе деятельности определяется тремя критериями: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного (или социально приемлемого) развития личности.
Второй уровень развития коллектива - фиксация отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой.
Третий уровень фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
Четвертый уровень групповой структуры фиксирует непосредственные эмоциональные контакты между членами группы, не опосредованные коллективными целями деятельности, установленными нормами поведения.
Межличностные отношения являются базой в формировании социально- психологического климата в коллективе. Следовательно, важным является оценка системы управления персоналом на предприятии (т.е. оценка степени развитости коллектива), а также исследование межличностных отношений, т.е. определение симпатий и антипатий в коллективе, степень его сплоченности.
Анализ исследуемого коллектива показал, что особым уважением в коллективе пользуются члены № 3,4,8. При этом неформальным лидером является респондент № 8 (он имеет высокую степень взаимности положительных выборов). Респондент № 4 отличается радикализмом (он имеет высокую степень взаимности отрицательных выборов).. респондент № 3 является наиболее эмоциональным членом коллектива.
Респондент № 11 – не принят коллективом, «оторван» от группы.
Низкая степень групповой сплоченности говорит о том, что в коллективе состоят людт с разными характерами, интересами, хотя и есть «группировки» внутри коллектива, имеющие сходные ценности.

Библиографический список
1.Балковская Т.З., Голикова И.В. Социально – психологические и организационные основы управления персоналом. Ч.1. Социология труда: Учеб. пособие. Хабаровск. ХГАЭП, 1997.
2.Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.
3.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.: Дело, 1991. –205 с.
4.Ваше преуспевание в ваших руках. -М.: Республика, 1992. –177 с.
5.Грачев М. Капиталистическое управление, уроки 80. -М.: Экономика, 1991. –366 с.
6.Грачев М. Суперкадры. -М.: Дело, 1993. –231 с.
7.Друкер П. Менеджерская организация // Директор. –1996 -№ 8,9. –С. 3-15.
8.Кричевский Р. Если вы руководитель. -М.: Дело, 1991. –174 с.
9.Козлова А. Организация управления промышленным предприятием. -М.: Экономика, 1981. –372 с.
10.Курс для высшего управленческого персонала, Под ред. Терещенко. -М.: Экономика 1971. –288 с.
11.Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. -М.: Экономика, 1989. –226 с.
12.Кузьмин Е., Волков Н. Руководитель и коллектив. -М.: Экономика, 1989. –395 с.
13. Методики социально – психологической диагностики личности и группы \ АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 1990. – 216 с.
14.Неймер Ю.Л. Социально – психологический климат коллектива предприятия \\ СОЦИС. 1990. № 11.
15.Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. –М.: Наука, 1971. – 186 с.
16.Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Экономика, 1986. –216 с.
17.Подполек Я. Практические вопросы психологии управления. -М.: В/Ш, 1987. –377 с.
18.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.
19.Свеницкий А. Социальная психология управления. -Л.: 1986. –315 с.
20.Социальная психология: Хрестоматия \ Под ред. Е.П. Белинской. М.: Аспект Пресс, 1999. – 475 с.