Корпоративные нормы – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права и обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций. Исходя из того, что каждая организация самостоятельно формулирует корпоративные нормы, вырабатывая наиболее оптимальные правила поведения ее членов в рамках конкретной организации, корпоративные нормы носят индивидуальный характер, то есть они неповторимы и вырабатываются с учетом потребностей конкретной организации.
По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические. Как и юридические, обладают признаком формальности – текстаульно закреплены в соответствующих документах, принимаются в соответствии с определенной, установленной процедурой, и, наконец, имеют свою систему. На этом все сходства заканчиваются, так как корпоративные нормы не обладают двумя важнейшими чертами, присущими праву. Они не обладают общеобязательностью права и не обеспечиваются государственным принуждением.
Корпоративные нормы имеют иную природу, чем право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридическими нормами. Это может происходить по разным причинам: либо в силу невозможности правового регулирования, либо в в силу нецелесообразности правового регулирования, тем более, что право не в состоянии урегулировать все возможные общественные отношения, которые есть в обществе или могут возникнуть в будущем. Корпоративные нормы, как отмечает Венгеров А.Б., «принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних».
В связи с изложенным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах, которые хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Так, в случае нарушения юридической нормы, содержащейся в локальном нормативном акте существует возможность обратиться в правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, которым является Устав акционерного общества, о порядке распределения прибыли или продажи акций в закрытом акционерном обществе, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке.
При изучении этого вопроса автор проследил определенную тенденцию, наметившуюся за последние годы в литературе в области учения о корпоративных нормах. Помимо теоретических разработок о природе, значение и понимание корпоративных норм, возникла необходимость реального воплощения в жизнь так называемого корпоративного права. В частности об этом пишут, такие ученые как Е.А.Суханов, Ю.К.Толстой и другие. Это связано в первую очередь с развитием рыночной экономики страны, закреплением в действующем законодательстве большого количества организационно-правовых форм юридических лиц, легитимации возможности заниматься предпринимательской деятельностью (так, ст.2 ГК РФ закрепляет понятие предпринимательской деятельности). Поэтому повышается значение корпоративных норм, прямым последствием этого возникает необходимость более детальной проработанности учения о корпоративных нормах и попытки выработать единые корпоративные нормы, которые могут применяться в деятельности организаций всех форм собственности.

5.Соотношение норм права и обычаев
Для уяснения соотношения между правом и обычаем необходимо дать понятие «обычая». «Обычай – это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов». В юридической литературе даются различные понятия термина обычая, наиболее удачное на наш взгляд понятие представлено в Учебнике по Теории государства и права, под ред В.М.Корельского и В.Д.Перевалова: Под обычаем понимаются общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.
В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности, отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих достаточно подробное описание самого поведения. Однако, как отмечает Явич Л.С., поведенческий образец как таковой не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами, а обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму только тогда, когда в силу деятельности следования конкретному образцу, это становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, то есть нормой поведения.
В обществе существует огромное количество разнообразных обычаев, которые ежедневно применяются в повседневной практике. Учитывая многонациональность общества, наличие различных социальных групп, можно утверждать, что для каждого участника оборота характерны свои обычаи. Отличаются обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях, различными факторами (например, географическими. Обычаи народов Дальнего Севера, ведущие кочевой образ жизни существенно отличаются от обычаев народов Урала и т.д.).