Курсовая работа Сущность педагогической технологии, ее основные элементы

 




Введение

Одним из новых для педагогики является понятие «технологии», часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).
Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью.
Распространение термина «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.
В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика не является исключением.
Цель данной работы – раскрыть сущность понятия «педагогическая технология».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Остановиться на понятии «технология»;
Рассмотреть историю становления и развития «педагогической технологии»;
Выявить основные параметры классификации «педагогических технологий»;
Выделить основные признаки педагогических технологий.
Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.


Глава 1. Сущность понятия «технология»

Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок.
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология – это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [16, с.1338].
В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве»[3, c 404].
В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, ср.: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем» [8, с.708].
Содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.
Технология – это не просто совокупность методов, все они направлены на получение конкретной продукции.
С этой точки зрения С.А.Смирнов останавливается на более точном определении, отражающем суть процесса, которое дается в учебнике «Основы менеджмента» М.Х.Мельсон, ср.:
«Под технологией подразумевается любое средство преобразования исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» [10, с.247].
Таким образом, подчеркивает Смирнов, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [10, с.247].
Научно – технический прогресс к концу XX века обусловил технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний.
С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Появляются новые технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.
Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.
К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, детали изделий и т.п.).
Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).




Современное понятие «технология» является содержательным обобщением и имеет три основных аспекта:
научный – технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого – педагогической теории и передовой практики;
формально – описательный – технология – это модель, описание целей, содержания методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
процессуально – действенный – технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.
Таким образом, технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе, решения какой – либо производственной или социальной проблемы.

Глава 2. История развития педагогической технологии

Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).
В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.
В сороковые - пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии».
Именно к середине пятидесятых годов XX века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем и в европейской школе.
В середине шестидесятых годов возникло два направления: «технические средства в обучении», «технология учебного процесса».
Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.
К концу семидесятых годов – началу восьмидесятых вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.
Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность.
В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения.
Технология обучения – понятие близкое, но не тождественное педагогической технологии, поскольку оно отражает путь освоения конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии.
Дальнейшее развитие исследователей в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в многочисленных различных определениях этого понятия.
Так, по мнению, многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.) технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.
В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения.
При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели.
Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.
Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом.
В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.
Технология обучения - это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека [10, с.251].
Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.




Таким образом, технология обучения:
повышает производительность труда учителя;
способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;
освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;
так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;
создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях;
технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
С термином «педагогическая технология» связано и понятие «технологический подход к обучению», которое, как подчеркивает М.В.Кларин, ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
В технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:
постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;
подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
оценка текущих результатов;
коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
заключительная оценка результатов [5, с.4].
Источниками развития педагогической технологии, как утверждает О.Епишева, являются:
1. Психология, психологические концепции усвоения и научения – бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.
2. Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника - цель».
В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции.
3. Педагогика. [4, с. 36]
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения.
Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» стали использоваться в педагогической литературе и получили множество формулировок в зависимости от того как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.

Глава 3. Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно – воспитательного процесса.
Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что – то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.
Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:
ассоциативно – рефлекторные технологии;
бихевиористские технологии;
развивающие технологии и т.д.
2. По ориентации на личностные структуры:
информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);
операционные технологии (формирование способов умственных действий);
эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);
технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);
эвристические технологии (развитие творческих способностей);
прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).
3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:
обучающие и воспитывающие;
светские и религиозные;
общеобразовательные и профессионально – ориентированные;
гуманитарные и технократические;
различные отраслевые;
частнопредметные;
монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой – либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции);
комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);
проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).




1.По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена классификация педагогических систем (технологий).
Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):
классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);
система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения.
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
2.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:
авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно – воспитаельного процесса, а ученик есть лишь «объект».
дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.
технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.
технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.
6. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:
догматические;
репродуктивные;
объяснительно – иллюстративные;
технологии программированного обучения;
технологии проблемного обучения;
технологии развивающего обучения;
технологии саморазвивающего обучения;
диалогические;
коммуникативные;
игровые;
творческие.




7.По категории учащихся наиболее важными являются:
массовая (традиционная) школьная технология;
технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);
различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);
работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
8.По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);
педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);
природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);
альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);
многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).

Глава 4. Основные признаки педагогических технологий
4.1 «Педагогические технологии» в литературе предмета

В литературе предмета на данном этапе нет единого мнения по поводу педагогической технологии, эти расхождения касаются определения педагогической технологии, диагностических целей, различных ее характеристик.
Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике.
С одной стороны, исследователи отмечают, что понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования), представляется несколько более широким, чем понятие «педагогическая технология» (относящееся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, социально – политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.
С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека.
Кроме того, понятие «педагогическая технология» относится ко всем разделам педагогики (социальная, вузовская, индивидуальная, коллективная, семейная, внешкольная, средовая, производственная, коррекционная, лечебная, педагогика здоровья и т.п.).
Г.К.Селевко дает следующее определение педагогической (образовательной) технологии: «это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам» [14, с.9].
Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности, с, одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.
В этой иерархии (вертикальной структуре) он выделяет четыре соподчиненных класса образовательных технологий, адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций.
1.Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально – педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Например, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе и т. д.




2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой – либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический, общеметодический уровни). Например, преподавание учебного предмета, технология компенсирующего обучения.
3. Мезотехнологии, или модульно – локальные технологии, представляют собой технологию осуществления отдельных частей (модулей) учебно – воспитательного процесса или направленные на решение локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Например, технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний.
4. Микротехнологии нацелены на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно – личностный уровень).
Например, технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.
Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой, либо описанием программы действий, либо реально осуществляться в практике процессом.
Согласно А.М.Кишниру, педагогика – это научно – технологическая отрасль человекознания, целью которой является оптимизация обучения и воспитания человека на основе аксиоматики всех человековедческих наук. Следовательно, одной из важнейших функций педагогики является создание (проектирование) оптимальных педагогических технологий.
Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Ее источниками и составляющими элементами являются:
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
наука: педагогика, психология; общественные, а также технические науки;
передовой педагогический опыт;
достижения технического прогресса;
опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
народная педагогика (этнопедагогика) [10, с.253].
И.П.Подласый, подчеркивает важность использования в педагогике различных технологий, так как в практику теория внедряется с их помощью.
В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества.
Он пытается выявить иерархию педагогических технологий, опираясь на иерархию составных частей, образующих образовательный процесс.
Первый, нижний ярус занимают технологии учебные, выше – образовательные, воспитательные, затем – общепедагогические, развивающие и формирующие.
Отдельной строкой выписываются, как подчеркивает И.П.Подласый, учительские технологии, относящиеся к конкретным аспектам воспитания, развития, обучения.
Отличительная их особенность – неразрывное соединение с личным мастерством учителя, собственным педагогическим почерком. Такие технологии можно назвать авторскими, они почти не доступны для повторения из – за уникального отпечатка личности и тех условий, в которых они применяются [12, с.14].

4.2.Диагностические цели педагогических технологий
Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике.
Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностической цели, нужно определить, возможна ли установка диагностической цели в образовании.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания.
В обучении такой диагностической целью может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы школьнику в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается итоговому контролю.
Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий.
С.А.Смирнов говорит о том, что использование широко применяемого сочетания «педагогические технологии» неправомерно, так как понятие «педагогический» подразумевает не два процесса, как в образовании (обучение и воспитание), а три – обучение, воспитание, развитие.
Если в обучении возможно применение различных технологий, то воспитание и развитие, как одни из составляющих педагогики, не могут быть организованы на технологическом уровне.




В воспитании диагностическую цель определить сложно. Человек слишком многофакторная структура, обладающая значительным количеством как психических, так и личностных особенностей. Так как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и воспитания, а термин «технология» к процессу воспитания неприменим, следовательно, сочетание «образовательные технологии» использоваться не может.
Процесс развития еще более сложный и менее изученный, чем воспитание. Современный уровень знаний в психологии и почти полное отсутствие системных данных по другой стороне понятия «развитие» - личностное не позволяет поставить диагностическую цель в процессе развития [10, с.249].
И.П. Подласый в статье «Где помогут технологии?» по этому поводу отмечает, что в сфере воспитания сегодня можно говорить только об элементах технологизации, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретает такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологизации воспитания невозможно.
1. В отличие от производственных процессов процесс воспитания имеет целостный характер, его трудно разделить на операции, осуществлять педагогические воздействия в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно – параллельной схеме, а комплексно.
2. С учетом этого крайне осторожно и взвешенно должен решаться вопрос о привлечении к воспитанию лиц, владеющих какими – то «технологическими операциями» - методикой формирования отдельных качеств.
3. За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех этапы (рубежи), которые необходимо преодолеть на пути формирования личности.
При технологическом решении проблем воспитания каждый воспитатель обязан пройти канонический путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных «узловых точках». Между этими «точками» каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей.
Нынешняя практика воспитания, подчеркивает автор статьи, находится в переходной стадии – воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач [12, с.11].

4.3. Технологический подход в педагогических технологиях
Технология – это описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
Технологический подход к учебному процессу предполагает перевод педагогического замысла в технологическую цепочку педагогических действий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми установками, переводимыми в форму конкретного результата.
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности, он позволяет:
с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
комплексно решать образовательные и социально – воспитательные проблемы;
обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
оптимально использовать имеющиеся в распо2.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:ряжении ресурсы;
выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально – педагогических проблем.

4.4. Описание и анализ педагогических (образовательных) технологий
Выбор педагогом той или иной образовательной технологии возможен при ее описании и анализе. Остановимся на основных критериях образовательных технологий.
1. Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, основные направления модернизации учебно- воспитательного процесса или характерную региональную ситуацию.
2. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией.
Вид педагогической технологии;
Основные используемые философские позиции;
Отношение к факторам развития;
Изложение особенностей применения научной концепции;
Ориентация технологии на определенную сферу развития индивида;
Принадлежность технологии к определенной содержательной области;
Указание преобладающих видов социально – педагогической деятельности;
Характеристика типа управления педагогическим процессом;
Применяемые организационные формы педагогического процесса;
Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку;
Методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих;
Отнесение педагогической технологии к какой-либо группе модернизации традиционных технологий;
Характеристика категорий континента, на который направлена технология.




3.Целевые ориентации технологии.
4.Концептуальная основа педагогической технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующие ее пониманию, трактовке ее функционирования).
5.Содержание УВП.
Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителя и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу.
6.Процессуальная характеристика (методические особенности).
Определенная структура и алгоритмы деятельности субъекта и объекта, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых, мотивационная характеристика, особенности методики применения методов и средств обучения, организационные формы педагогического процесса.
7.Программно – методическое обеспечение.
8.Выполнение критериев технологичности:
научности;
концептуальности;
системности;
структурированности;
развивающего характера;
управляемости;
эффективности;
воспроизводимости.

4.5. Педагогическая технология как научная дисциплина
Педагогическая технология как научная дисциплина – дитя динамического развития педагогической мысли и воспитательной практики, это новая научная дисциплина, ее общественное признание не насчитывает, как указывает, Н.Е.Щуркова, и двадцати лет.
Педагогическая технология – это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог [18, с.4].
Щуркова выделяет три источника, которые способствовали процессу оформления содержания педагогической технологии как отдельной научной дисциплины:
историческое суммирование опыта воспитания и индивидуального опыта выдающихся педагогов, исторически передаваемых от века к веку, фиксируемых наукой и публицистикой;
эмпирические обобщения, последовательно производимые учеными, методистами, практиками в педагогической литературе и на курсах профессионального просвещения;
целенаправленные разработки в опытно – экспериментальной деятельности.
В своей работе она рассматривает понятийный аппарат педагогических технологий.
Понятийный инструментарий, которым овладевает педагог по мере овладения педагогической технологией, состоит из общих психолого-педагогических и философско-педагогических категорий, а также из специальных, обслуживающих только технологическое профессиональное мышление педагога, понятий.
Опорными категориями являются субъект и объект.
Субъект – человек как носитель сознания, воли и отношения, способный к осмыслению связей с окружающей реальностью, обстоятельствами, людьми, обществом и свободному проявлению своего «Я», адекватному осознанию социальных связей.
Объект – то, что располагается вне сознания субъекта, воспроизводится сознанием субъекта, подвергается воздействиям и оценкам со стороны субъекта. Это некий предмет, явление, вещь, событие, процесс. Помимо этого, объектом может выступать одновременно и субъект.
Педагогическая стратегия – направленность внимания педагога на воспитательную цель и выстраивание системы педагогических воздействий во взаимодействии с детьми в согласии с идеальным представлением о конечном результате профессиональной деятельности. Конечный результат педагогической деятельности – цель воспитания. Педагогическая стратегия заключается в устойчивой последовательной ориентации педагога на цель, в умении педагога интерпретировать происходящие события, действия, поступки, факты и случаи с точки зрения проецируемой цели.
Педагогическая тактика – система педагогических воздействий, выстраиваемая соответственно частной, конкретной задаче данного взаимодействия в данной совместной с детьми деятельности.
Ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых разворачивается взаимодействие двух субъектов; это предметная обстановка протекающего взаимодействия.




Воздействие – единица взаимодействия, акт педагога, направленный на ребенка в общем контексте взаимодействия с ним; это элементарная единица организационного взаимодействия субъектов: визуальное, вербальное, пластическое, мимическое, практически – действенное и предметное. Воздействие – это действие, имеющее направленность на какой -то объект и определенную цель.
Операция – способ, которым выполняется действие в определенных условиях.
Взаимодействие субъектов – суммированная совокупность поочередных взаимных воздействий субъектов, направляющих усилия на общее достижение цели.
«Прикосновение к личности» - образное понятие, необходимое для выделения качественной стороны воздействия педагога на ребенка, влияющий на характер ответного воздействия самого ребенка, и, в итоге, определяющий общий характер взаимодействия ребенка с педагогом и – как следствие – взаимодействия ребенка с окружающей действительностью.
Этическая парадигма – словесное оформление предложенного образца операционного воздействия в определенной лексической форме, соответствующей требованиям этической культуры. Знакомство педагога с парадигмой играет роль инструкции и служит опорой в возможной ситуации, где придется реагировать на неожиданное поведение воспитанника.
Ценностное содержание – это ценностные отношения, которые наполняют любое педагогическое воздействие и взаимодействие педагога с ребенком. Если воздействие педагогической технологии непродуманно, то содержание взаимодействия педагога и детей неминуемо становиться чисто предметным. Секрет успешного воспитания обусловливается тем, чем наполняет педагог то, что он делает вместе с детьми.
Социально – психологическое самочувствие – терминологическое понятие, обозначающее психологическое последствие организованного педагогического воздействия, проживание определенного отношения, которое инициировал педагог и которое затрагивает широкую сферу общего состояния ребенка в момент воздействия на него педагога.
Совокупность технологического инструментария педагогики в его схематическом отображении можно представить следующим образом:

Глава 5. Личностно - ориентированные технологии педагогики сотрудничества
Выявив основные признаки педагогических технологий, критерии их анализа и описания, дадим характеристику популярной в настоящее время личностно – ориентированной технологии - педагогике сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания личностно – ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Своеобразие парадигмы целей личностно – ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными особенностями.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений восьмидесятых годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Выделим классификационные характеристики технологии «педагогики сотрудничества».
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: + био, социо и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно – рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно – личностная, субъект – субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно – поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
Целевые ориентации педагогики сотрудничества:
переход от педагогики требований к педагогике отношений;
гуманно – личностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1.Гуманно – личностный подход к ребенку, ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Гуманно – личностный подход включает:
Отказ от ориентировки на среднего ученика;
Поиск лучших качеств личности;
Применение психолого – педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я – концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
Учет особенностей личности в учебно – воспитательном процессе;
Прогнозирование развития личности;
Конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.




2.Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
содержание обучения рассматривается как средство развития личности;
обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
объединение, интеграция школьных дисциплин;
вариативность и дифференциация обучения;
положительная стимуляция обучения.
3.Концепция воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
Развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
Возрождение русских национальных и культурных традиций;
4.Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания.
Таким образом, остановившись на основных признаках данной технологии, мы можем выделить ее основную направленность: развитие личности ребенка.

Заключение
Анализ работ, посвященных педагогическим технологиям, позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Педагогические технологии – новый этап в развитии педагогики.
В настоящее время педагогическая технология рассматривается как один из видов человековедческих технологий, базирующихся на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.
2. Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею целей.
Применение современных образовательных технологий может превратить обучение в своего рода производственно – технологический процесс с гарантированным результатом.
3. Любая педагогическая технология должна отвечать ряду технологических критериев.
Анализ работ отечественных авторов (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко и др.) позволяет выделить следующие критерии:
1.Концептуальность (опора педагогической технологии на определенную научную концепцию, включающую психологическое, дидактическое обоснование достижения образовательных целей, на определенные принципы).
2. Принцип научности, составляющий основу современной педагогической технологии, становится все более актуальным;
Системность;
Диагностическое целеобразование;
Эффективность;
Воспроизводимость;
Визуализация.
3. Характерными признаками педагогической технологии являются:
Технология – категория процессуальная;
Технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
Технология направлена к тому, чтобы проектировать и использовать эффективные и экономические процессы.
Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. К числу существующих признаков технологии относят стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям.
4. Основными элементами педагогических технологий являются:
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
наука
передовой педагогический опыт;
достижения технического прогресса;
Народная педагогика (этнопедагогика)
5. Единой точки зрения на педагогические технологии в педагогике нет, так как это явление находится на стадии развития и становления.
Некоторые ученые традиционно следуют модному направлению, другие озабочены состоянием образования и видят в технологизации очередную панацею от всех бед, третьи считают, что технологизация – объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач.

Библиографический список
1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогические технологии», М., «Педагогика», 1989.
2. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// «Школьные технологии» № 4 2004.
3. Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка». Т.4, М. «Русский язык», 1991.
4. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии» № 4 2004.
5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.
6. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// «Педагогика» № 3 1997.
7. Назарова Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике// «Педагогика» № 5 2001.
8. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., «Русский язык», 1982.
9. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии – путь к творческому развитию педагога.// «Школьные технологии» № 3 2003.
10. «Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии»/ Под редакцией С.А.Смирнова, М., 2000.
11. Подласый И.П. «Педагогика». М., 1999.
12. Подласый И.П. Где помогут технологии? «Школьные технологии» № 3 2003.
13. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание школьников» № 4 2002.
14. Селевко Г.К. Социально – воспитательные технологии// «Школьные технологии» № 3 2002.
15. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании// «Школьные технологии» № 4 2004.
16. «Советский энциклопедический словарь», М., 1981.
17. Столярова Л. «Педагогика», М., 2000.
18. Щуркова Н.Е. «Педагогическая технология» М., 2002.