Курсовая работа Троцкий – публицист первой четверти XX века




Введение
Публицистика относится к сфере политической деятельности, политического общения. Какой бы вопрос ни рассматривал публицист, он относится к нему с точки зрения политика.
Для публициста решить стоящие перед ним задачи – значит убедить аудиторию в истинности и целесообразности своей позиции. Политика предполагает действие, но осознанное действие – результат убеждений.
Публицистика – особая сфера творчества. Особый род литературы базируется на документалистике и работает с конкретными фактами и явлениями, не переплавляя их в образы, как художественная литература.
Другая особенность публицистики – личностность и субъективность. Между личностью публициста и его творчеством чаще всего можно смело поставить знак равенства. Если в художественной литературе автор скрыт системой образов, символов, иносказаний, то в публицистике использование названных приемов призвано, наоборот, продемонстрировать индивидуальное авторское лицо.
Как определяющее, конструктивное начало в публицистике крайне важно мировоззрение автора. Именно оно является центром творчества. Факт берется объективный, а вот интерпретация его – это и есть то, что привлекает в публицистике. Отсюда – и стилистическая, и жанровая свобода поиска – как специфическая форма личностного самовыражения.
Вследствие этого публицистика расцветает во времена либерализма, демократических послаблений, тогда, когда автору дозволено высказывать свое мнение без боязни репрессивных мер. Таким временем расцвета для публицистики стал период начала ХХ века, когда после манифеста 1905 года журналисты получили практически полную свободу слова.
Публицистика соединила в себе черты научного и художественного творчества, поэтому её особенностью является равноправное соединение рационального и эмоционального начал. Существует мнение, что эмоциональное воздействие играет только вспомогательную роль в журналистике, выступает дополнительным средством воздействия, однако на деле мы видим, что это не соответствует истине. Эмоции являются необходимым элементом любого познания, стимулирующим началом. Значение эмоционального фактора в публицистике обусловлено ещё и тем, что она преследует не только информативную, но и побудительную цель.
Однако не следует переоценивать значение эмоционального начала публицистики. "Конечно, эмоциональное потрясение может быть стимулом к выступлению, – пишет С. П. Истратова, – это свойство личного и общественного темперамента… и самым ярким примером в этом смысле являются для нас статьи Белинского. В их основе нередко лежало эмоциональное потрясение" [Истратова С. П., Литература – глазами писателя/ М.: Знание, № 3, 1990]. Но замена рациональной и информативной недостаточности эмоциональным накалом ведет к ослаблению силы убеждающего воздействия публицистики.
В. Г. Белинский был первым русским журналистом, кто соединил публицистику с обществом и поставил ее на службу не литературе, а государству. Основоположник гражданского понимания публицистики сделал публицистику ближе к общественной и политической жизни, но ему, в отличие от его последователей, не хватало хладнокровия и взвешенности суждений. Его страстный, горячий стиль заражал окружающих энтузиазмом, основываясь на личном обаянии публициста. Гражданская публицистика в первое время была слишком тесно связана с литературой и была очень близко к художественному творчеству.
Л. Д. Троцкий писал: "Через литературу Белинские пробивали отдушину в общественность – в этом была их историческая роль. Литературная критика заменяла политику и подготовляла ее" [Троцкий Л. Д. "Литература и революция"/ Пролетарская культура и пролетарское искусство, С. 147]. Продолжателями традиций Белинского Троцкий называет Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского, Плеханова и говорит, что они были "общественными вдохновителями литературы и еще более – литературными вдохновителями зарождавшейся общественности". В переломные моменты истории на первый план выходит публицистика с ее прямым обращением к народу и немедленной реакцией на события. Художественная литература осмысляет и отражает, публицистика толкает к действию. Публицистический пафос "обладает эффектом неопосредованного, прямого, убеждающего воздействия".
Приход в общественную жизнь публицистов типа Г. В. Плеханова, Л. Д. Троцкого, А. В. Луначарского, К. Радека, Ю. О. Мартова и др. обозначил новую веху в ее развитии, сделав ее реальной политической и общественной силой. Талант публициста в соединении с историческим периодом великих социальных перемен дали публицистике новый толчок к развитию, сделав ее такой, какой мы видим ее сейчас.
С. П. Истратова замечает, что "в периоды социальных перемен, связанных с переоценкой людьми действительности, повышением их общественной активности, необходимостью идейно-нравственного самоопределения, возникает… особая потребность в незаурядном, живом примере, в убеждающем мудром советчике, ярком собеседнике" [Истратова С. П., Литература – глазами писателя/ М.: Знание, № 3, 1990, С. 10]. Таким "советчиком и собеседником" для общества в период Октябрьских событий стал блестящий публицист Л. Д. Троцкий. Его популярность в то время была огромна, а влияние его публицистики – несомненно.
Интересно изучить и понять публицистику тех времен – эту грандиозную силу, которая призывала, пропагандировала, влекла за собой и в конце концов одержала блестящую победу. Сегодня очень актуальная для политиков, журналистов и специалистов по связям с общественностью тема – воздействие на массы в целях рекламы, социальной и политической. Выборы, адаптация нового курса, смена лидеров и правительств требуют изучения вопросов агитации и политической рекламы, общественных связей. В свете подобных нужд общества небесполезно изучить тот механизм, который позволил большевикам завладеть симпатиями народа и установить диктатуру меньшинства.