Формы осуществления проверки и контроля за знаниями, умениями и навыками могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными. Контроль осуществляется фронтально, если в выполнении задания участвует весь класс (контрольные работы, зачетные письменные работы, лабораторные и практические работы и т. д.). В случае если контроль осуществляется по группам, учитель делит класс на несколько групп, взяв, например, за основу типовые ошибки, допускаемые учащимися во время выполнения заданий, и каждой группе предлагает конкретное задание. Так, одна группа может быть занята решением задач и их экспериментальной проверкой, например, разработкой монтажной схемы по принципиальной схеме, монтажу цепи и проверке ее действия; другая в это время выполняет контрольное задание по подготовке различных радиодеталей к монтажу с учетом технологических требований; третья в письменном виде отвечает на вопросы, касающиеся теоретических основ изучаемой темы. Индивидуальный контроль осуществляется в том случае, если ученик получает задание и отвечает на поставленные вопросы устно или письменно и его ответ или заслушивается учителем и учащимися класса, или оценивается учителем после того, как задание в письменном виде сдано учителю.
Устный контроль проводят путем индивидуального или фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Например, проверяя знания учащихся по теме «Ручные стежки и строчки», учитель, перед тем как вызвать ученицу к доске, так формулирует задание; «Рассказать о ручных стежках- и строчках. В рассказе необходимо дать определение стежкам и строчкам, указать их назначение, применение различных видов стежков и строчек при изготовлении швейных изделий; на плакате показать простые и сложные стежки». Такая формулировка вопроса помогает учащемуся выбрать из изученного необходимый для ответа материал.
Вопросы, предлагаемые учащимся во время фронтального опроса, также отличаются четкостью формулировок, предполагают и ориентируют школьников на точный, но краткий ответ. По той же теме «Стежки и строчки» вопросы для фронтальной проверки знаний могут быть следующие: «Что называют стежком? строчкой? швом?»; «Что такое длина стежка? ширина стежка? ширина шва?»; «Какие вы знаете простые ручные стежки? Какие вы знаете сложные стежки?»; «Покажите на плакате сметочные прямые и прокладочные стежки. Какие вы знаете отделочные строчки?». Фронтальный опрос как метод устного контроля чаще всего применяют при текущей проверке знаний, умений и навыков учащихся. Индивидуальный опрос находит место и в текущей, и в итоговой, и в заключительной проверке знаний, умений и навыков школьников.
В процессе трудового и профессионального обучения методы письменного контроля предполагают проведение письменных контрольных работ, зачетов, индивидуальных ответов учащихся. Они могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15— 20 мин, так и занимающими весь урок. В последнее время все чаще стали применять методы письменного контроля программированного типа. В таком случае учитель составляет перечень вопросов, предлагает для каждого из них на бланке возможные варианты ответов, один из которых наиболее полный и точный, другие — менее полные и содержащие некоторые неточности. Ученики должны выбрать из ряда ответов более точный и полный. Например, по теме «Зубонарезание» учитель может составить несколько вариантов заданий следующего содержания:
1. Что является главным движением при зубонарезании червячными фрезами:
а) вращение заготовки;
б) вращение фрезы;
в) перемещение фрезы?
2. Почему расчет профиля червячной фрезы ведут в нормальном сечении:
а) чтобы профиль фрезы соответствовал рабочему контуру рейки, которой производится обкатка нарезаемого колеса;
б) потому что фреза при установке поворачивается под углом подъема винтовой линии стружечных канавок;
в) для более точного профилирования фрезы;
г) для удобства расчета?
3. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на допускаемую скорость резания зуборезным инструментом:
а) обрабатываемый металл, характер обработки, число заходов инструмента, модуль;
б) стойкость инструмента, подача инструмента;
в) физико-механические свойства материала заготовки, характер обработки, стойкость, модуль и подача;
г) кинематические и прочностные возможности станка?
Письменный опрос может быть проведен во время текущей, итоговой или заключительной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его отличительная особенность состоит в содержании вопросов и заданий. В текущем контроле они будут касаться только того материала, который изучался на данном или предыдущем уроке; в итоговом вопросы задают по изученному материалу темы или раздела учебной программы, а в заключительном — по материалу, пройденному за какой-то сравнительно большой период времени, например за учебный год.
Методы так называемого лабораторного контроля применяют в трудовом и профессиональном обучении с целью проверки умений пользоваться измерительными инструментами (штангенциркулем, микрометром), а также производить измерения электрических величин с помощью вольтметра, амперметра и т. д. Лабораторный контроль применяют для того, чтобы выявить, как школьники усвоили специальные умения и навыки, необходимые для работы по конкретной профессии. Методы лабораторного контроля чаще всего применяют при итоговой проверке.