Например, после того как учащиеся изучили тему «Печатный монтаж» и на практических занятиях выполнили ряд заданий по установке навесных радиоэлементов на печатные платы различного типа, можно провести контрольную лабораторно-практическую работу по данной теме. В задание к такой работе могут входить и часть вопросов, касающихся технологических требований. Например, инструкция для контроля по теме «Печатный монтаж» может быть составлена следующим образом:
1. Изобразить на бумаге допустимую конфигурацию и размеры отформовки выводов радиоэлементов, предполагаемых для монтажа на печатной плате.
2. Перечислить требования технологического режима при установке полупроводниковых приборов и микросхем.
3. По заданной схеме произвести навесной монтаж радиоэлементов на печатную плату.
Методом лабораторного контроля служит и практическая пробная работа, проводимая перед квалификационными экзаменами и являющаяся заключительной проверкой умений и навыков учащихся. Ученику предлагают за определенный промежуток времени выполнить задание, соответствующее конкретному рабочему разряду или квалификации. Задания теоретического характера, специальные технологические, экономические включают в содержание экзаменационных билетов.
В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоенных знаний. Для осуществления такого метода специально разрабатывают программы по определенной методике. Ответы набирают цифрами или в виде формул. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не учитывает психологических особенностей школьника, не может оказать помощь при затруднении. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинного контроля.
Учитель же, используя наблюдение как метод контроля, устанавливает отношение ученика к работе, его сильные и слабые стороны, пробелы. Это помогает ему индивидуально подойти к учащимся, применяя различные методы обучения и воспитания1.

3. Разработка урока трудового обучения

Урок «Сверление, клепка, окраска изделия» Цель. Сформировать умения и навыки сверления отверстий на сверлильном станке, соединения деталей заклепками, подготовки металлических поверхностей к окрашиванию и окраски масляной эмалью.
Объект работы. Совок хозяйственный.
Оснащение занятия. Чертежи; заготовки ручек совков; сверлильные станки, сверла, пробойники, деревянные или металлические специальные подставки для пробивки отверстий, натяжки, обжимки, поддержки; образцы деталей с заклепочными соединениями; заготовки с отверстиями для демонстрации приемов клепкн8 заклепки; наборы слесарного инструмента; шлифовальная шкурка, кисти, масляная эмаль.
Методические рекомендации
Это занятие проводить довольно сложно, так как пятиклассники впервые допускаются к работе на сверлильных станках и, стремясь как можно скорее поработать на станке, подчас забывают о главной цели — качественном выполнении задания. Это может привести к неорганизованности, бессистемным хождениям» возникновению очереди у сверлильных станков. Во избежание этого надо тщательно подготовить материальную базу урока, полностью исключив простои из-за нехватки инструмента, приспособлений и др. Заготовки для ручек совков должны быть сделаны учащимися старших классов, так как пятиклассники еще не обрабатывают сталь толще 0,8 мм.
В начале урока учитель показывает готовый совок и заготовку ручки к нему, отмечая, что заготовка ручки полностью обработана и ее размеры соответствуют указанным на чертеже. Гибку заготовки можно осуществить на цилиндрической оправке. Эту работу надо выполнять вдвоем (демонстрируются заготовки, оправки, приемы гибки ручки на оправке). Здесь же надо указать на возможные ошибки: вмятины на поверхности ручки, например в результате нанесения сильных и бессистемных ударов; перекос оправки или перекос заготовки на оправке и др.
Далее учитель рассказывает о выбранном способе соединения деталей — соединении с помоьцью заклепок, отмечает, что оно относится к неразъемным, приводит примеры других неразъемных соединений. Он указывает, что рационально было бы в данном случае применить точечную сварку (дается краткое понятие о точечной сварке).
Затем начинается обучение приемам клепки. Провобнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала;ести его можно так: учитель показывает соединяемые детали — две пластинки, в которых заранее просверлено несколько отверстий. В отверстие вставляется заклепка и производится клепка в нормальном рабочем темпе. Затем учитель повторяет процесс клепки, но проводит ее в медленном темпе, сопровождая работу подробным объяснением и сообщая по ходу работы следующее; заклепка — это стержень с головкой; заклепки делают из меди, алюминия, конструкционной стали (малоуглеродистой); суть клепки состоит в образовании замыкающей головки; головки заклепок могут быть полукруглые, потайные, полупотайные и др,; при выполнении клепки применяются молотки, поддержки, натяжки, обжимки. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, как надо наносить удары, выполняя клепку. Одному или двум учащимся дается задание продемонстрировать приемы клепки. По ходу работы надо еще раз повторить основные сведения о клепке и применяемых инструментах.