Пользуясь заранее подготовленными образцами, нужно ознакомить учащихся с разновидностями заклепочных швов (внахлестку, встык с одной и с двумя накладками). Не следует объяснять пятиклассникам, что есть швы прочные, плотные и др., так как время на уроке очень ограничено. Рассказывая о видах и причинах брака при клепке, нужно проиллюстрировать наиболее характерные из них с помощью таблицы или образцов. Например:
1. Заклепка гнется в процессе клепки, трудно получить замыкающую головку. Причины брака: а) в соединяемых деталях просверлены отверстия большего, чем требуется, диаметра; б) заклепка слишком длинная. Во избежание брака диаметр отверстия под заклепку должен быть больше диаметра стержня заклепки не более чем на 0,1—0,2 мм. Длина стержня заклепки должна быть равна толщине соединяемых деталей плюс 1,5 диаметра стержня для заклепок с полукруглой головкой или 1,2 диаметра стержня для заклепок с потайной головкой.
2. Стержень заклепки расклепывается между соединяемыми деталями, что значительно понижает прочность соединения. Причина брака — плохое сжатие соединяемых деталей. Чтобы избежать этого, надо обязательно пользоваться натяжкой при сжатии соединяемых деталей.
Следующий этап работы — получение отверстий в соединяемых деталях. Пятиклассники уже выполняли сверление отверстий с помощью ручной дрели и коловорота, работая в столярной мастерской, изучали сверлильный станок и освоили управление им, изучая тему «Элементы машиноведения». После демонстрации приемов сверления и ознакомления с правилами безопасности можно разрешить им работать самостоятельно. В целях обеспечения безопасности и соблюдения надлежащего порядка рекомендуется назначит» мастера сверлильного участка из числа отлично успевающих учащихся.
Тонкую листовую сталь сверлить трудно, сверло рвет металл, деформирует заготовку. Можно рекомендовать отверстия в ручке сверлить, а в совке пробивать. Если такое решение принято, надо показать, как пробивают отверстия в тонкой листовой стали.
Окраску изделий нецелесообразно производить на каждом рабочем месте, кроме того, на уроке изучается много нового материала и выполняется большой объем практической работы, поэтому лучше поручить окраску всех совков одному или двум учащимся. Однако всему классу следует объяснить, как надо готовить поверхности деталей к покраске, каким способом производить окраску (кистью, окунанием и пр.), сушку изделия после окрашивания, какие правила безопасности необходимо соблюдать при окрашивании изделий.
Этот сложный и разноплановый урок пройдет успешно и производительно только при условии хорошей организации работы я активной помощи учащихся, ответственных за определенные участки (мастер сверлильного участка, мастер покраски, мастер ОТК и др.). Так как пятиклассники имеют некоторый опыт оценки качества продукции, анализа видов и причин брака при выполнений различных операций, проверку готовых изделий можно доверить ученическому ОТК, назначенному учителем на данный урок. Нерационально назначать постоянный состав ОТК, лучше организовать работу так, чтобы право быть в составе ОТК завоевывалось отличной работой на каждом уроке. Это создает хорошие условия для соревнования.

Заключение
Общественно полезный труд школьников — важная часть системы трудовой подготовки — при правильной постановке способствует формированию научного мировоззрения у учащихся, так как, непосредственно участвуя в общественном труде, они обогащают свои знания о роли советского человека в создании материальных и духовных ценностей.
Общественно полезный труд нацелен на воспитание общественного долга, т. е. готовности к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу, служит хорошим средством экономического, эстетического воспитания, физического развития школьников.
Он способствует расширению и активизации познавательной деятельности, повышению результативности профессиональной ориентации учащихся.
Основные виды общественно полезного труда: производительный труд школьников; поддержание санитарно-гигиенического порядка, оздоровительного режима, дисциплины в школе и другие работы, включаемые в самообслуживание; работы для нужд школы (ремонт мебели, некоторых помещений, учебных пособий и т. д.) и дошкольных детских учреждений; благоустройство и озеленение территорий; охрана природы и окружающей среды; сбор сырья.
К общественно полезному труду нередко относят также и другие виды общественно полезной деятельности учащихся, в том числе общественно-организационный труд, политико-просветительную, культурно-массовую, шефскую работу.
Список литературы
1.Боровков Ю. А., Легорнев С. Ф., Черепашенец Б. А. Технический справочник учителя труда IV—VIII классов. М., Просвещение, 1980.
2.Гончарова М.М. Методика профессионального обучения. М.: Просвещение, 2001.
3.Захарова С.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000.
4.Качнев В. И. Обучение конструированию на уроках труда. М., Просвещение, 1976.
5.Петров А.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000.
6.Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. М.: Приор, 2005.
7.Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. М.: Юнити, 2005.
8.Уроки труда в школе / Под ред К.Л. Савицой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
9.Яновая М.И. Труды в школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.