Организация и структура урока зависят от его типа и содержания изучаемого на нем материала. На уроке по изучению теоретического материала, например при научном обосновании технологических процессов, ведущее место занимает объяснение учителя, сопровождаемое демонстрацией наглядных пособий, натуральных объектов, кинофрагментов, диафильмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться и непродолжительными самостоятельными работами учащихся, помогающими им осмыслить, применить и закрепить полученные знания. Так, при объяснении физиологических основ использования химических кормовых добавок школьникам предлагается написать уравнение реакций между карбамидом и водой и разложения аммонийных солей. Учащиеся применяют свои знания по химии и в то же время осмысливают научную основу и значение использования химических кормовых добавок для повышения продуктивности животных.
Уроки по формированию практических умений и навыков обычно имеют такую структуру: вводный инструктаж, выполнение учебно-производственных работ или тренировочных упражнений учащимися, сопровождаемое текущим инструктажем и воспитательными воздействиями со стороны учителя; подведение итогов и оценка работы школьников (заключительный инструктаж).
Чаще всего урок бывает комбинированного типа. Задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы определить рациональное сочетание (комбинацию) различных видов деятельности учащихся и применить в комплексе способы оптимального руководства этой деятельностью. Учитель сообщает знания школьникам путем инструктажа, создает у них ориентировочную основу деятельности, проверяет их знания, а учащиеся усваивают знания, самостоятельно выполняют задания и овладевают соответствующими умениями и навыками, развивают свои познавательные способности и качества личности труженика социалистического производства.
Различные виды деятельности учителя и учащихся могут осуществляться в одних случаях последовательно, в других взаимосвязано на протяжении всего урока. Поэтому не может быть универсальной структуры урока.
Каждый урок должен иметь четко определенную образовательно-воспитательную цель, по своему содержанию он должен быть логически связан как с предшествующим, так и с последующими уроками, чтобы по каждой теме программы складывалась целостная система уроков.
Например, на первом уроке по теме «Резисторы» (в процессе профессиональной подготовки монтажников радиоаппаратуры и приборов), опираясь на знания, полученные учащимися на уроках физики, учитель рассказывает о физических свойствах резисторов, их назначении в электрической цепи, видах резисторов, применяемых в промышленности. На втором уроке школьники знакомятся с различными типами резисторов, применяемыми в радиоаппаратуре, с учетом свойств, изученных на предыдущем уроке, узнают о требованиях, предъявляемых к ним во время установки в различных устройствах. На третьем уроке учащиеся, применяя знания, полученные на первом и втором уроке, учатся определять свойства резисторов, их назначение и применение по маркировке на корпусах приборов.
Аналогичным образом тему «Кормление, откорм и нагул сельскохозяйственных животных» целесообразно распределить на такую систему логически связанных между собой уроков. На первом уроке «Нормированное кормление животных» дают основные понятия о кормовой норме, суточном рационе, биологически полноценном кормлении и балансировании рационов по содержанию в нем белка, углеводов, витаминов и минеральных элементов. Второй урок «Принципы составления рационов. Оплата корма» опирается на понятия нормированного кормления животных, на знания и умения, полученные учащимися при изучении предыдущей темы «Корма, оценка их питательности и качества. Кормовая база». На следующих уроках проводят лабораторно-практические работы, на которых школьники овладевают умением составлять суточные рационы, практически применяя усвоенные на первых уроках знания, а также получают понятие об оплате корма, экономической оценке рационов по стоимости кормов, затраченных на производство единицы продукции (молока, мяса), и по затратам труда. Следующее занятие посвящают ознакомлению учеников с кормлением коров (свиней) по периодам производственного цикла и практической работе по составлению суточных рационов для животных разного физиологического состояния.
Систему уроков по темам программы, посвященным преимущественно практическим работам, строят, как правило, по принципу усложнения заданий учащимся. Например, при изучении темы «Изготовление деталей (изделий) плоской формы из проволоки» на первом уроке школьники знакомятся со свойствами проволоки, способами ее получения, учатся выполнять эскизы изделий из проволоки, измерять ее диаметр. На втором уроке ученики овладевают приемами выполнения правки, резания и гибки мягкой проволоки с помощью ручных инструментов, изготавливая несложные полезные изделия (игры, игрушки для детей, некоторые учебные пособия). На двух последних уроках по данной теме учащиеся выполняют работы общественно полезного или производственного назначения, пользуясь как ручными инструментами, так и приспособлениями, позволяющими механизировать труд.
В процессе профессиональной подготовки старшеклассников практические занятия также строят по принципу усложнения осваиваемых операций с учетом требований тарифно-квалификационного справочника по данной конкретной профессии. Так, в процессе подготовки по профессиям радиоэлектроники учащиеся вначале осваивают операции по обработке провода и выводов радиоэлементов, установке перемычек из провода. Затем учатся устанавливать радиоэлементы по электрическим схемам. При дальнейшем обучении осваивают все операции в соответствии с тем перечнем умений и навыков, которые необходимо усвоить рабочему первоначального квалификационного разряда.