Преимущественно практический характер содержания трудового и профессионального обучения не предполагает того, что внимание к формированию у школьников знаний по теории может быть ослаблено. Речь должна идти о другом: как за небольшое время сформировать у учащихся полноценные и прочные знания по технике, технологии, организации, экономике производства.
Проводившаяся в течение ряда последних лет проверка уровня и качества трудовых знаний и умений учащихся позволяет сделать вывод об их недостаточной теоретической подготовке, вследствие чего школьники затрудняются, например, в выборе материала, инструмента, последовательности выполнения операций. В практике работы учителей недостаточно реализуются межпредметные связи трудового и профессионального обучения с основами наук. Это затрудняет понимание учащимися изучаемых технологических процессов, агротехнических приемов выращивания растений с учетом их биологических особенностей, требований к внесению удобрений, защите растений, устройства и принципов действия сельскохозяйственных машин. Поэтому одна из важных задач совершенствования урока трудового и профессионального обучения состоит в том, чтобы школьники достигли такого уровня усвоения знаний, при котором они могли бы применить их творчески, осмысленно выполнить практические работы. Только в этом случае трудовое обучение действительно будет служить развитию учащихся, пробуждать у них творческую мысль в процессе применения знаний. Что же касается экономии учебного времени, то надо каждый раз четко определять, какие знания и на каком уровне школьники усвоили при изучении основ наук, например физики. Тогда, опираясь на эти знания, а не дублируя их изучение на уроках трудового и профессионального обучения, можно сразу перейти к работе по усвоению знаний по технике и технологии. Одновременно с этим лучше будет решаться и задача по установлению межпредметных связей.
Задумываясь над этим вопросом, учитель должен тщательно анализировать требования учебной программы и на этой основе отбирать для усвоения учащимися необходимые и достаточные знания. Здесь надо учитывать, что знания бывают различных видов: термины и понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания. И все эти виды знаний в определенном отношении отражены в учебных программах по трудовому и профессиональному обучению.
Термины и понятия составляют собственно сам язык, с помощью которого усваивают и другие знания. Пользуясь учебной программой и учебным пособием, можно четко установить перечень и объем терминов и понятий, подлежащих усвоению школьниками в данном классе при изучении данного вида труда. Зная об этом, можно спланировать успешнее учебный процесс, рассчитать количество упражнений и других самостоятельных работ учащихся, необходимых для прочного усвоения терминов и понятий.
Без знания фактов невозможно усвоить никакие другие знания. В трудовом и профессиональном обучении в качестве изучаемых фактов чаще всего выступают конкретные примеры, отражающие изучаемую действительность — объекты техники, технологические процессы, технико-технологическую документацию и т. д. В некоторой мере перечень и объем фактов установлен учебной программой. Однако в конечном итоге только учитель, исходя из конкретных условий проведения занятий с учащимися, может определить необходимое и достаточное количество фактов. К сожалению, бывает так, что учителю хочется побольше рассказать ученикам, и он приводит на уроке излишние факты, что, естественно, перегружает школьников и приводит к неоправданной затрате учебного времени. Например, при объяснении понятия о деталях и их соединениях в IV классе нет надобности приводить примеры множества различных деталей и способов их соединений; здесь достаточно ограничиться двумя-тремя конкретными фактами, совершенно необходимыми для того, чтобы учащиеся уяснили главное. В дальнейшем же школьники неоднократно будут иметь возможность расширить свои представления о различных деталях и их соединениях.
Законы и теории занимают незначительное место в программах трудового и профессионального обучения, так как их изучают школьники в основах наук. Поэтому учитель трудового обучения организует работу главным образом по повторению и применению известных учащимся законов и теорий. Однако в ряде случаев, например при изучении элементов машиноведения и электротехники в V—VII классах или при изучении отдельных тем по электротехнике, радиоэлектронике и т. п. в VIII—IX классах, школьники изучают новые для них физические законы в теории.
В процессе трудового и профессионального обучения, особенно в старших классах, учащиеся приобретают и некоторые методологические знания: на примерах изучения различных способов трудовой деятельности и ознакомления с методами той науки, на которой преимущественно базируется производство, определяющее профиль трудовой подготовки, ученики уясняют ряд общих методов познания, осуществления производственных процессов, трудовой деятельности людей.
Большое внимание в процессе трудового и профессионального обучения уделяют формированию у школьников оценочных знаний, позволяющих выработать определенное отношение к изучаемой технике, технологии, трудовым процессам, к людям труда. Данный вид знаний имеет важное значение для органического соединения процессов обучения и воспитания.
Другие важные направления совершенствования урока трудового и профессионального обучения выражаются в следующем: активизации на уроке деятельности учащихся и повышении их самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков, в выполнении учебно-производственных заданий, а также общественно полезного, производительного труда; развитии у школьников на уроке творческого мышления; осуществлении проблемного подхода в изложении учебного материала и в постановке заданий перед учащимися на уроке; достижении единства в процессе получения, усвоения и закрепления знаний, умений и навыков непосредственно на уроке, с тем чтобы исключить домашние задания.