С целью накопления и совершенствования своего, педагогического опыта учителю полезно систематически делать самоанализ проведенного урока. Здесь надо постараться дать себе ответ на такие вопросы: достижение общей и частных целей урока; уровень готовности учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками; эффективность примененных отдельных форм организации и методов работы учащихся на уроке; рациональность руководства деятельностью школьников; использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения; творческая работа учащихся на уроке и развитие их мышления, познавательной активности; воспитательная, политехническая и профориентационная направленность урока, в чем она выразилась и как отразилась на школьниках; какие и на каком уровне знания и умения были сформированы у учащихся на уроке; учебный материал, плохо усвоенный учениками, причины этого; типичные ошибки в ответах учащихся, их умениях и навыках; организационно-методические трудности, возникшие при проведении урока, пути их устранения и предупреждения; затрата времени на отдельные этапы урока, эффективность использования всего времени урока; предложения по совершенствованию организации и методов проведения урока.

1.2. Цели, задачи профессионального трудового обучения
Общая цель трудовой подготовки школьников конкретизируется применительно к ее составным частям постановкой соответствующих задач. Задачи (как и цели) трудовой подготовки учащихся широкие: они указывают на единство воспитывающей, развивающей, политехнической, практической (созидательной), профориентационной и профессиональной ее направленностей. Для рассмотрения этих задач условно подразделим их на две группы, учитывая, что вся совокупность задач должна решаться взаимосвязано и комплексно.
К первой группе отнесем задачи, связанные преимущественно с коммунистическим воспитанием учащихся и их развитием:
выработка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное и интеллектуальное развитие личности, физическое развитие;
воспитание трудолюбия, потребности в труде, общественной активности, уважения к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе.
В соответствии с этими задачами трудовую подготовку школьников, начиная с 1 класса, осуществляют так, чтобы они все более проникались мыслью о труде как обязанности каждого гражданина Советской страны, сознанием того, что труд — это первая жизненная потребность человека. Учащиеся в процессе обучения и труда воспитываются на примерах нравственного поведения, постепенно осознают общественную значимость своего труда, у них формируются гражданские и нравственные понятия, чувства и убеждения. В процессе трудового и профессионального обучения школьники приучаются к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, учатся планировать и выполнять общественно полезные дела, работать коллективно, помогать товарищам, бережно и ответственно относиться к социалистической собственности.
Вторая группа задач трудовой подготовки указывает главным образом на необходимость осуществления в единстве политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом. Эти же задачи характеризуют специфику предмета «Трудовое и профессиональное обучение», призванного давать учащимся общетрудовые и профессиональные знания о предметах, средствах и процессах труда, вооружать аналогичными умениями и навыками. В данную группу включим следующие задачи:
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; применение знаний по основам наук в трудовой деятельности;
расширение и углубление политехнического кругозора учащихся, ознакомление их с общими научными основами и едиными организационно-экономическими принципами современного производства;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства.
Широта и многоплановость целей и задач трудовой подготовки учащихся обусловливают необходимость использования разнообразных путей ее осуществления. Они представляют собой определенную систему.
Этика социальной политики – одна из постоянных характеристик политики, оценивающая ее курс, цели, методы, функционирование власти в целом и деятельности участников процесса с позиции общепринятой морали. Однако отношения этики, морали, политики сложны и противоречивы. А потому этическое и моральное содержание одной и той же политики могут не совпадать, а порой и прямо противоречить друг другу. Действия социальной политики нельзя отделять от последствий результата выбора целей и средств их достижения. Действия должны осуществляться на основе этической ответственности. Т.е. долг, долженствование получает наиболее полное выражение в ответственности. Нравственные начала социальной политики – ее обязательный атрибут. Но их выражение непостоянно и временно. Вместе с изменением политики изменяется ее идеи, построение, импульсы. На смену одной этики приходит другая, соответствующая новым условиям. Моральные требования к политике постоянны.