Эгоистическое партнерство с сильными порождает слабую социальную политику, грешащую конъюктурщиной. Напротив, солидарность со слабыми против сильных дает возможность проводить сильную социальную политику, воодушевляющую современников и приковывающую внимание потомков.
Социальная политика не может быть монополией профессиональной касты – в это случае она непоправимо вырождается. «Человеком политическим» должно быть каждому гражданину без изъятия. Это принцип политики как всеобщее достояние относится к категорическим императивам современной социальной политики и ее этике, запрещающей деление людей на субъектов и объектов политики.
Моральный долг социального политика, обязывающий его к ответственности перед народом, запрещает заниматься политическим «производством ради производства», например, хвалиться реформами, явно ухудшающими жизнь большинства, и искать алиби в абстрактных «больших целях». Истинность социально-политических решений тестируется эмпирическим опытом большинства – вот важнейшее нравственное кредо социальной политики.
Профессионально противопоказаны любые явные или скрытые уклоны в сторону социального расизма и социалдарвинизма, внутреннего и внешнего. Всякое деление людей на «современных», достойных его уважения и внимания, и «несовременных», неадаптированных к рынку, прогрессу и т.п., изобличает не только роковой нравственный изъян политика, но и его профессиональную неадекватность. Т.к. социальная политика компенсации погрешностей и крайностей рынка как раз и направлена на то, чтобы адаптировать и интегрировать в современное общество тех, кто в силу определенных исторических и социальных причин оказались париями современности, способными пополнить ряды разрушителей, если нация и государство не окажут им своевременное содействие и не превратят их из противников в партнеров по строительству общего будущего.

1.3. Проверка, оценка и учет знаний, умений и навыков учащихся
Проверку знаний, умений и навыков учащихся выполняют с целью контроля и оценки результатов изучения программного материала, сформированности, закрепления и применения умений и навыков. Она направлена также на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях и навыках школьников. Поэтому важно не только обнаружить эти недочеты и пробелы, не только установить, какие ошибки допускают учащиеся, но и тщательно проанализировать их причины, чтобы принять необходимые меры к устранению. Для исключения в этом деле формализма необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
1. Систематичность, регулярность проверки, оценки, контроля и учета знаний учащихся, сочетание с другими сторонами учебной и трудовой их деятельности.
2. Всесторонность, заключающуюся в том, что проверка, оценка, контроль и учет охватывают все разделы учебной программы: технические и технологические знания, умения и навыки в проведении лабораторных и производственных работ, нравственно-волевые качества личности.
3. Объективность, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них.
4. Разнообразие форм проведения проверки, контроля, оценки и учета знаний, умений и навыков, обеспечивающее выполнение обучающей, воспитывающей их функций, повышение интереса учащихся к работе и ее результатам.
5. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной трудовой деятельностью, не допускающий подмены результатов труда отдельного ученика итогами работы коллектива и наоборот.
К основным трудовым знаниям, подлежащим проверке и оценке, относят сформулированные в программах по всем видам труда в средних классах и профессиональной подготовки в старших классах следующие понятия и представления:
основные свойства обрабатываемого материала (древесины, пластмасс, металлов, тканей, почвы, удобрений, семян и т. п.);
технические требования к изготавливаемым изделиям, к качеству выращиваемых растений, животных;
основные способы осуществления различных производственных процессов — механических, энергетических, химических, биологических;
частные технологические процессы изучаемой отрасли производства, сущность этих процессов;
назначение, устройство и принципы действия рабочих и измерительных инструментов, приборов и аппаратов, станков и машин.
К основным трудовым умениям относятся прежде всего такие, которые необходимы для работы б различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, т. е. политехнического умения, а также специальные умения и навыки, необходимые для работы по конкретной профессии, осваиваемой учащимися.
Перечни знаний, практических умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся, приведены в программах трудового и профессионального обучения. В обобщенном виде система таких знаний, умений и навыков выглядит следующим образом:
проводить наблюдения и опыты в лабораторных и производственных условиях;
управлять орудиями труда — инструментами, механизмами, станками, машинами, применяемыми в изучаемой отрасли производства; подготавливать их к работе и выполнять с их помощью соответствующие работы, принимая правильную рабочую позу, правильно держа инструмент, орудие, руль управления машиной и т. п., делая рациональные движения при выполнении каждой операции, избегая лишних, ненужных движений и соблюдая требуемый ритм;