В связи с обсуждаемым вопросом коснемся психодиагностики людей студенческого возраста. Поскольку многие студенты колледжей, институтов и вузов, особенно на первых курсах высших учебных заведений, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учетом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для взрослых людей. Человек в этом возрасте еще не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэтому тестирование студентов может быть психологически более открытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как выбора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования.
База исследования – студенты психологического факультета Новосибирского гуманитарного института (группа ПД-21 и группа ПД-22) в количестве – 35 человек.
Диагностика проводилась с использованием следующих тестов:
опросник Айзенка по определению темперамента;
направленность личности как выявление индивидуального стиля деятельности (Б.Басса).
Данные тесты были выбраны для выявления взаимосвязи между типом темперамента и индивидуальным стилем деятельности.
При помощи методик Айзенка нами были получены результаты по типам темперамента (описание типов см. п. 1.3, описание результатов – табл.1).
С помощью методики Б.Басса выявляются следующие направленности:
Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретного задания или оказанию искренней помощи людям; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанностях и эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Результаты проведенного анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты анкетирования
Графические данные по результатам исследования темперамента и направленности представлены в Приложении.
Таким образом, после проведения тестирования, нами были получены следующие результаты. Обследование группы на тип темперамента:
6% - флегматики;
20% - меланхолики;
34% - сангвиники;
40% - холерики.
Можно говорить о том, что преобладающее большинство студентов группы являются сангвиниками и холериками.
Выявление направленности личности дало следующие результаты:
направленность на себя – 60%
направленность на общение – 29%
направленность на дело – 11%
Для выявления зависимости темперамента и индивидуального стиля деятельности необходимо провести математическую обработку результатов.

2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Виды корреляционных взаимосвязей

Корреляционный анализ (от лат. correlatio - соотношение) - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Корреляционный анализ выявляет меру отношения двух различных рядов переменных.
В таблице 2 дана классификация видов корреляционных взаимосвязей по различным основаниям: тесноте, форме, характеру, величине, степени взаимосвязи.
Таблица 2 Виды корреляционных взаимосвязей
Число, служащее количественным выражением степени корреляции или по другому, тесноты взаимосвязи, называют коэффициентом корреляции. Значение коэффициента корреляции изменяется в пределах от -1 до +1. Чем больше абсолютное значение коэффициента корреляции, тем теснее связь между переменными.
Таблица 3 Виды корреляционных связей по уровню его значимости.
Определить уровень значимости (р) коэффициента корреляции для определенного числа испытуемых можно по таблицам:
«Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов» для коэффициента ранговой корреляции Спирмена;
«Критические значения коэффициента корреляции Пирсона» для коэффициента линейной корреляции Пирсона.
3.2.2. Вычисление коэффициента ранговой корреляции по Ч.Спирмену
При сравнении порядковых величин пользуются коэффициентом ранговой корреляции по Ч. Спирмену (rs).
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи между следующими рядами переменных:
двумя признаками, измеренными в одной и той же группе испытуемых;
двумя групповыми иерархиями или профилями переменных;
индивидуальной и групповой иерархиями признаков;
двумя индивидуальными иерархиями.
rs =1 - (6 * ?d?) / (N (N?-1)), где (1)
rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
N - число сравниваемых пар величин двух переменных;
d? - квадрат разностей рангов этих величин.