Число сравниваемых пар должно соответствовать неравенству 5< N ? 40.
Алгоритм вычисления rs:
Табулировать все первичные результаты.
Присвоить каждому результату ранг. Если в ранжируемом ряду встречаются одинаковые величины, то для них находят среднее значение ранга. Ранжирование проводится отдельно для переменных X и Y (первая и вторая методика).
Вычислить разность рангов для каждой пары значений X и Y (RX-RY = d).
Возвести значения разности рангов в квадрат.
Суммировать результаты, полученные после возведения в квадрат разностей рангов.
Полученный результат подставить в формулу (1).
Для более удобного вычисления воспользуемся вспомогательной таблицей (табл. 4).
Таблица 4 Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции по Спирмену
Xi - результат каждого i-того испытуемого по методике X;
Yi - результат каждого i-того испытуемого по методике Y;
RX - присвоенные значения рангов результатам методики X;
RY - присвоенные значения рангов результатам методики Y;
| d | - модуль значения разности рангов (RX-RY);
d? - квадрат разностей;
?d? - сумма квадратов разностей.
Подставим получившуюся сумму в формулу (1) для выяснения коэффициента ранговой корреляции:
rs =1 - (6 * ?d?) / (N (N?-1)) = 1 – (6 * 4227) / (35 (352 – 1)) = 1 – 25362/42840 = 0,4
Таким образом, (на основании табл. 2 и табл. 4) мы получили следующие результаты:
вид корреляции по тесноте связи – частичная
степень взаимосвязи – достаточно выраженная или средняя между темпераментом и стилем деятельности;
вид корреляции по направленности – положительная;
характер взаимосвязи – прямо пропорциональный.
2.2.3.Определение статистической значимости коэффициента корреляции
Объективно, надежность коэффициента корреляции зависит от его величины, от числа пар X и Y, для которых он был подсчитан и от качества обработки результатов.
Статистическую значимость полученного коэффициента корреляции можно определить с помощью таблицы 5. В первом столбце (N) указывается число пар результатов X и Y, для которых определен коэффициент корреляции. Второй и третий столбцы - это показатели уровня значимости (0,05 и 0,01).
Таблица 5 Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов по Спирмену
По таблице «Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов» для коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы получили следующие результаты:
количество испытуемых = 35 человек;
р (0,05) = 0,33
р (0,01) = 0,43.
rs = 0,4, т.е.
р (0,05) < rs < р (0,01)
Таким образом, мы можем говорить о том, что полученный коэффициент корреляции статистически значим, то есть существует связь между типом темперамента и направленностью (стилем поведения).
В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость.
Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии.
Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.
Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до более распространенной системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.