Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно обусловленным биологически. Оба эти качества, рассматриваемые иногда как свойства темперамента чаще - как личностные характеристики, профессионально значимы во многих видах деятельности, и отмечаемой во многих видах регулярной профессиональной деятельности.
Свойство экстра - интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, что интроверсия связана с более высоким уровнем активации коры головного мозга в покое, поэтому интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты же стремятся к такой стимуляции, предпочитают деятельность, дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной вовлеченности. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работе, лучше справляются с работой, требующей повышенной бдительности, точности. В то же время напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожным реакциям, отрицательно влияющим на успешность деятельности. Экстраверты же менее точны, ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большую внушаемость и конформность экстравертов.
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что не только личностные качества играют роль при определении направленности и стиля поведения, но и тип темперамента, который заложен в каждом из нас.

Заключение
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.
В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные гипотезы с целью объяснить природу темперамента. Это удалось сделать И. П. Павлову, который определил, что физиологической основой темперамента — являются типы нервной системы (типы высшей нервной деятельности).
Фундаментальными процессами нервной системы являются возбуждение и торможение. Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение — это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Соотношения возбуждения и торможения образуют свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность.
Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы человека. Признаком силы возбудительного процесса может служить устойчивая активность, возможность длительных и напряженных усилий в умственной и физической работе, умение спокойно находить выход из трудных ситуаций. Сила по торможению характеризуется, например, устойчивой сосредоточенностью на выполняемой деятельности, способностью долго удерживать произвольное внимание, а также легко осуществлять нужные задержки движений и поступков. Слабости нервных процессов проявляется, к примеру, в постоянной вялости и расслабленность в одних случаях, легкой возбудимости при быстрой истощаемости в других.
Уравновешенность возбуждения и торможения указывает на их соотношение. Если эти процессы уравновешены, то человек равномерно выполняет работу, имеет выдержку и самообладание, ровно ведет себя в общении, стабилен в настроении, адекватно возбудим в любой деятельности. О неуравновешенности этих процессов красноречиво говорят, например, повышенная эмоциональная возбудимость и нервные срывы, длительность переживаний после неудач, нестабильность настроения.
Подвижность нервной системы показывает, как возбуждение и торможение могут быстро сменяться один другим в ответ на требования изменившихся условий, как человек легко переходит от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному и наоборот. Если эта смена осуществляется медленно, если человек не может быстро менять темп и ритм работы, устойчив в своих в интересах и привязанностях, то речь идет об инертной нервной системе.
Индивидуальные особенности нервной системы характеризуются не каким-либо одним свойством, а их совокупностью. Взаимодействие свойств нервной системы определяет типы высшей нервной деятельности, которые лежат в основе типов темперамента.
Итак, сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента, а сильный уравновешенный инертный — флегматического. Сильный неуравновешенный тип нервной системы соответствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.
Конкретные проявления темперамента многообразны. Они заметны не только во внешней манере поведения, но и пронизывают все стороны психики человека, существенно определяют познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, отражаются в побуждениях и действиях человека.
Проведенное исследование и последующая обработка результатов подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что на индивидуальный стиль деятельности влияет определенный тип темперамента и они взаимосвязаны.
Таким образом, можно говорить о том, что цель нашей работы – достигнута.

 


Список литературы
1.Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.
2.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2001.
3.Блонский П.П. Педагогические исследования. – М.: Педагогика, 1984.
4.Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001.
5.Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М.: Институт психологии РАН, 1995.
6.Диагностика детей и взрослых. / Сост. Шмелев А.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
7.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003
8.Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997.
9.Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004.
10.Красовский Ю. Управление поведением. - М.: Инфра – М, 2004.
11.Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998.
12.Младший школьник. / Сост. Захарова А.И., Слободчиков В.И. – М.: Педагогика, 1989.
13.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Т.1.
14.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Т.3.
15.Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989.
16.Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.
17.Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005.
18.Практикум по общей экспериментальной психологии./В.Д. Балин, В.К. Гайда. - СПб: Питер, 2000
19.Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999.
20.Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2004.
21.Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Прогресс, 1987.
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
23.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
24.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
25.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Наука, 1996.
26.Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991
Приложение