В действительности, каждый человек должен сам отыскать свой путь — тот, что подходит ему больше всего; если у него есть к этому горячее, неослабевающее стремление и стойкая, непреклонная воля, он так или иначе, внешним ли образом, например чтением и изучением соответствующих произведений, или внутренне — посредством сосредоточения, медитации, откровения и духовного опыта, но, безусловно, найдет помощь, в которой нуждается для достижения своей цели. Однако здесь есть одно совершенно необходимое условие — искренняя воля открыть истину своего существа и воплотить ее в жизнь. «Открыть и воплотить» — вот что должно стать главным делом нашей жизни, той бесценной жемчужиной, которую мы должны добыть во что бы то ни стало. Чем бы вы ни занимались и что бы ни делали, каким бы ни было ваше ремесло, — живое стремление постичь истину собственного существа и слиться с ней воедино должно обязательно присутствовать во всяком вашем действии, чувстве и мысли.
Очень важно, чтобы эта внутренняя работа сопровождалась еще одним вспомогательным процессом, которым никак нельзя пренебрегать, а именно — развитием ума. Ибо ум, как один из инструментов нашего самосовершенствования, может в равной степени оказать нам большую помощь в этом деле или, напротив, обратиться в значительное препятствие. Человеческому уму в его обычном, «нормальном» состоянии свойственны ограниченность кругозора, поверхностность суждений, косность в понятиях и представлениях, — поэтому необходимо постоянно прилагать усилия к тому, чтобы расширить его кругозор, сообщить ему большую гибкость, ясность и глубину. Вот почему так важно всегда стараться рассматривать события и явления с возможно большего числа точек зрения. Для такой практики существует упражнение, которое с успехом служит этой цели, то есть придает гибкость вашему мышлению, возвышает его. Упражнение состоит в следующем: в возможно более ясной и определенной формулировке выдвигается какой-либо тезис, ему противопоставляется антитезис, сформулированный с такой же точностью. Теперь с помощью вдумчивого умственного изучения нужно расширить содержание проблемы, образованной парой противоположных суждений, и, поднимаясь над этим противоречием, найти его разрешение в объединяющем противоположности синтезе — идее более масштабной, высокой и содержательной.
Можно составить и проделать множество других упражнений в том же духе; некоторые из них могут оказывать благоприятное воздействие также и на ваш характер и обладают таким образом двоякой ценностью, поскольку служат сразу двум целям, одна из которых — воспитание и развитие ума, другая — умение владеть собой, управлять своими чувствами, а значит, и теми последствиями, источником которых они могут быть. Например, нужно постоянно упражняться в том, чтобы не позволять своему уму составлять суждения о других людях. Дело в том, что ум не является самостоятельным инструментом познания. Человеческий ум сам по себе не способен находить подлинное знание, но именно знанием он должен приводиться в движение. Знание же обретается в сферах значительно более высоких, нежели те, которым соответствует уровень человеческой ментальности, в частности более высоких, чем даже область чистых идей. Ум должен находиться в покое и внимании, чтобы быть в состоянии воспринять нисходящее свыше знание и выразить его. Ум — это орудие, которое служит нам для того, чтобы облекать в конкретные формы получаемые свыше знания, упорядочивать их и управлять нашими действиями; выполняя именно эти функции, ум в полной мере осуществляет свое подлинное предназначение и действительно по-настоящему приносит нам пользу.
Стоит упомянуть еще одно правило для надлежащего воспитания ума, которое — если вы сумеете превратить его в привычку — в значительной степени благоприятствует развитию вашего сознания в целом. Правило состоит в том, что если у вас с кем-либо возникает разногласие по какому-либо поводу — например, вам нужно совместно с вашим оппонентом принять какое-либо решение или предпринять какие-либо действия, — вы ни в коем случае не замыкаетесь в кругу собственных представлений, не ограничиваете себя исключительно собственным видением дела. Напротив, вы стараетесь понять точку зрения своего оппонента, поставив себя на его место; вместо того, чтобы бессмысленно спорить и ссориться или, хуже того, доводить дело до драки, вы ищете решение, способное удовлетворить обе стороны, а оно всегда найдется у людей действительно доброй воли.
Далее необходимо остановиться на дисциплине в отношении витального существа. Это существо в нас является вместилищем наших побуждений и желаний, источником, с одной стороны, высокого воодушевления, а с другой — насилия, с одной стороны — кипучей энергии, с другой — полной подавленности и угнетенного состояния духа; в нем гнездятся все наши страсти и мятежные порывы. Оно является движущим началом нашего существа и может, с одной стороны, побуждать нас к созиданию и осуществлению всевозможных целей, а с другой — превращать нас в разрушителей всего и вся. Возможно, эта часть человеческого существа труднее всего поддается правильной дисциплине. Это долгая и кропотливая работа, требующая огромного терпения и совершенной искренности перед самим собой, ибо без полной внутренней честности вы с первых же шагов начнете обманывать себя и любая попытка добиться какого-либо конкретного результата в духовном развитии (в данном случае, в совершенствовании витального существа) окажется напрасной. При добровольном сотрудничестве витального любая духовная цель, любое внутреннее преобразование становятся реально достижимыми. Вся трудность как раз и состоит в том, чтобы склонить витальное к постоянному и добровольному сотрудничеству. Витальное существо — это, образно говоря, отличный работник, но обычно во всякой работе он ищет прежде всего собственного удовлетворения. Если же ему в этом отказывают — полностью или частично, он обижается, дуется и, в конце концов, в ответ наотрез отказывается принимать участие в деле; все это приводит к тому, что жизненные силы, воодушевление и бодрость духа покидают вас, оставляя вместо себя отвращение к миру и к людям, уныние или возмущение, подавленность и неудовлетворенность.