Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие как, дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сенситивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Основные сложности в общении, конфликты возникают из – за родительского контроля за поведением, учебой, выбором друзей. Существуют несколько стилей воспитания, определяющего особенности отношений подростка со взрослыми и его личностное развитие.
Демократичное – взрослые ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких – то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнение обязанностей. Контроль основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких условиях происходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарный стиль общения – это требование от подростка беспрекословного подчинения и отказ со стороны взрослых от объяснения причин своих указаний и запретов. Взрослые жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. При таких условиях подросток замыкается в себе, часть из них идет на конфликт.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Сочетание безразличного отношения со стороны взрослых и полное отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант отношений взрослых и подростков. Подросткам дозволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает со взрослых ответственность за последствия поступков детей.
Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи – развитие своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процесс как мне принадлежащем.
Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми.
На поверхности бытового поведения подростков наблюдатель видит, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу может только человек зрелый.
Можно привести данные взятые из работы И.Ю. Кулагиной «Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет». Использование бесед, стандартизованного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о том, что потребность общения со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.
Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношений с подростками – переоценивают или недооценивают их.
Характер общения со взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки как степень самостоятельности и независимости. Существуют цифры который подтверждают это. У подростков, которые могут доверительно общаться со взрослыми, только 8.3 % неадекватная самооценка (так или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием регламентированного типа общения со взрослыми неадекватная самооценка в 87.9% случаев. Устойчивая самооценка формируется у 79.1 % исследуемых школьников если у них есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении – у 25 %.
Подростки удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».
Совершено другая картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят этого делать. В поведении этих подростков отмечаются агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.
В экспериментах с несовершеннолетними правонарушителями установлено, что ближайший круг их общения становиться важнейшим фактором формирования их ценностных ориентаций. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влияния взрослых, которое воспринимается как «помеха» для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное содержание.