Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физического созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни.

2. Общение подростка с людьми пожилого возраста
В отличие от ребенка, принимающего правила поведения на веру, подросток уже начинает осознавать их относительность. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального интеллектуального поиска.
Начиная разговор о взаимодействии подростков и людей взрослого пожилого возраста мы имеем в виду общение между поколениями. Для лучшего понимания темы данного исследования необходимо объяснить наиболее часто встречающиеся термины, в данном случае это «общение» и «поколение». Когда говорят об общении, то имеют в виду «взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно – эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц».
Именно в общении отчетливо проявляется так называемый конфликт поколений или конфликт «отцов и детей». Для наилучшего понимания сущности конфликта необходимо объяснить термин поколение.
Понятие «поколение» не является однозначным. Сложилась научная традиция использовать его в четырех значениях.
Во – первых, поколение означает современников – людей, родившихся преимущественно в одно время.
Во – вторых, антропологи или юристы поколением называют ступень в происхождении от общего предка.
В – третьих, историки и социологи данным термином называют отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.
Наконец, данное понятие употребляется в символическом смысле, подчеркивая не сколько хронологическую общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их мироощущения, их образ жизни.
Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков. Поэтому социально значимой проблемой для общества является общение пожилых и молодых, которое нередко бывает конфликтным.
Можно выделить еще несколько причин, порождающих трудности в общении молодых и пожилых.
1.Разно направленность жизненного вектора. Пожилым свойственна оглядка назад, анализ, оценка жизненного пути. Старшие поколения со сложившимся укладом жизни и в состоянии активности в своем стремлении к достижению гармонии в удовлетворении требований общества, социальной среды и своих потребностей не всегда может адекватно отражать стремление молодых к достижению такого же рода гармонии в составе своих «малых» групп. Если при этом молодое поколение находится в состоянии социальной и экономической зависимости, то его стремление к защите «Я – концепции» может приводить к конфликтным ситуациям.
Во всех случаях сохраняется взаимоотношения типичного в образе жизни, что свойственно обществу (взрослых), а также специфичного и индивидуального, что свойственно малой группе и его членам.
2.Различное восприятие окружающего мира, времени.
3.различные субкультуры. У пожилых и молодых свои субкультуры. Они отличаются друг от друга взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, языком. Молодежь часто употребляет свой сленг, что ставит в тупик людей старшего поколения и мешает восприятию и пониманию друг друга.
4.Физиологические и психологические особенности пожилых и молодых. Многие качества у пожилых гиперболизируются, наблюдается поляризация взглядов, склонность идеализировать прошлое, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости – повышенная сентиментальность, умиление. Такие важные компоненты общения, как память и внимание, также нарушаются. Часто пожилые люди в подробностях помнят что было давно, и не могут вспомнить вчерашний день. Внимание характеризуется неустойчивостью и отвлекаемостью. Все это в сочетании с такими качествами подростков, как неуравновешенность, нетерпимость, агрессивность и неумение управлять своими чувствами, является еще одним конфликтогенным фактором в их общении друг с другом.
Таким образом, возрастные особенность подростков и пожилых людей затрудняют процесс общения. Неумение в достаточной степени понимать другого человека, его чувства, желания, потребности присуще и пожилым, и молодым людям. Только подросток с силу малого социального опыта не владеет приемами общения, а пожилой человек постепенно их утрачивает.
Правомерно выделять четыре типа связей между поколениями.
1.Силовые связи, которые по сути отношения руководства и подчиненного ведущих и ведомых. Их квинтэссенция в словах: «Я тебя породил, я тебя и убью». Поэтому старшее поколение как носитель культуры общества не всегда принимает субкультуру молодежи, тяготеет к диктату, авторитаризму. Старшее поколение более консервативно, с трудом воспринимает новое, более категорично, более безапелляционно в суждениях, тяготеет к вердикту, а не к дискуссии.