2.Эмоциональные связи это отношения любви, привязанности и восхищения, благодарности, уважения. Естественно, именно на такие отношения претендует старшее поколение. Однако большинству молодых присуще негативное отношение к прошлому страны, пренебрежение патриотизмом, альтруизмом, то есть всем тем, что олицетворяет старшее поколение. Ведущей моделью отношения молодежи к старикам стала геронтофобия.
3.Когнитивные связи, т.е. связи, в процессе которых происходит обмен информацией. В каждую социокультурную эпоху поколению присущи свои ценности, идеи, мотивы и действия людей, которые и определяют его облик. Поэтому, познавая прошлое, молодежь лучше понимает настоящее.
4.Нормативные связи – передача молодежи комплекса норм, выполняющих функции регламентации, регулирования и контроля за взаимодействием и взаимоотношениями людей. Но сами нормы зависят от общественно – экономического строя общества. Для того чтобы норма сформировалась и начала действовать, необходимы определенные условия, т.е. «социальный заказ». У каждого субъекта собственные представления о нормах, и если они не совпадают с общепринятыми, авторами которых является старшее поколении, то субъекты вступают в открытый или скрытый конфликт.


3. Влияние школы на взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста
Подросток в школе обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством взрослых (классного руководителя и школьной администрации), и очень часто это руководство перерастает в мелочную опеку.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший друг и товарищ.
Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Подросток уже не видит в учителе отца и мать. Учительская власть также не велика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе «идеального» учителя на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью.
Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда - дифференциация оценок учителей и самих отношений с ними. В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем школьнику хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень его требований к этой дружбе достаточно высок.
Главное препятствие взаимопонимания учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений, наивно – бюрократический «школо» и «учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии. Многих учителей и вне школы отличает назойливо – дидактическая, поучающая манера держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.
Подростковая личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким – то усредненным, формальным и внешним показаниям, таким как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искрений или самый инициативный. В средней и старшей школе отношения учителя с учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся.
Отношения между учителем и учеником никогда не бывают, и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных ролей.
Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности.

4. Психологическое тестирование школьников «референтная группа»
Для выполнения практической части данного исследования был использован материал из работы психолога Пертенава Г.Р. Приведено исследование, показывающие направление общения у детей при переходе из возраста младших школьников в подростковый, девять – двенадцать лет. Изучен интерес детей к другим людям.